Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов" (фрагмент)

А. Я. Гуревич1
ИСТОРИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ
И ШКОЛА “АННАЛОВ” [53]
(фрагмент)

Итак, чем же ознаменовались XII и XIII века? В этот период перестраивается культурная и ментальная вооруженность человека. В соответствии с ней происходит трансформация всей системы ценностей — экономических, социальных, интеллектуальных, художественных, религиозных, политических, — ценностей, взаимосвязанных и взаимодействовавших между собой. На их формирование оказали влияние такие факторы духовной и церковной жизни, как развивавшаяся в то время схоластика и новые, нищенствующие ордена.

Культурным, идеологическим и экзистенциальным горизонтом людей раннего средневековья были небеса, а потому и ценности людей, которые боролись за свою земную жизнь, были ценностями неземными, сверхприродными. Между тем общей чертой обновления системы ценностей в период после 1200 года было, по мнению Ле Гоффа, перемещение центра внимания “с небес на землю”.

Рост самосознания выразился в преодолении прежнего “презрения к миру” (contemplus mundi) и в обращении человека к земному миру — разумеется, в пределах, совместимых с христианской религией. Теперь он старается достичь спасения иными, менее однозначными путями. В труде видят не, как прежде, наказание за первородный грех, а позитивную ценность, участие в творческом деянии Бога. Уважение к авторитетам отныне сочетается с пониманием превосходства нового знания. Техническое или интеллектуальное новшество уже не синоним греха. И самая история рассматривается не под знаком старения и упадка, но в виде восхождения.

В этот период по-новому осваиваются время и пространство.

Появляются, как мы знаем, механические часы. Постепенно вырабатывается понятие точности, складывается новое отношение к числу и счету, число становится этически нейтральным, — математика перестает быть “сакральной арифметикой”, которая была ориентирована на высшие, неземные ценности и воплощала божественные символы, и делается сферой практической деятельности. Искусство счета приобретает огромное значение как в коммерческих сделках, так и в делах государственных (английский исследователь Александр Мэррей говорит о возникающей в тот период “арифметической ментальности” и даже об “арифметической мании”). Революцию в математике принесли переход к арабским цифрам и введение нуля. Шире распространяется грамотность, деловые люди придают ей большое значение. Но одновременно возрастает оценка учености ради нее самой. Изменяется соотношение устного слова и слова письменного — в пользу последнего. Письмо служит отныне не одним лишь небесам, но и земле.

В связи с более интенсивным освоением пространства возрождается картография, географические карты отражают стремление передать очертания земли и морей, а не представляют собой, как в раннее средневековье, причудливый гибрид, соединявший миф и легенду с символическими изображениями стран и городов.

Но параллельно с успехами географии коренным образом изменяется, если можно так выразиться, и топография потустороннего мира: на его “карте” появляется чистилище. Идея чистилища была порождена потребностью верующих сохранить надежду на спасение, по мнению Ле Гоффа, в первую очередь — надежду представителей торговых и финансовых кругов, чья деятельность традиционно и беспощадно осуждалась церковью, которая сулила им ад. В образе чистилища, который оформляется на протяжении последней четверти XII века, опять-таки воплотились сдвиги в человеческих ориентациях эпохи. Люди, хорошо научившиеся считать деньги, вносят это уменье и в свои отношения с потусторонним миром, подсчитывая грехи и покаяния, заупокойные мессы и плату за них. Ле Гофф придает немалое значение тенденции перехода от двоичного расчленения мира к троичному: он усматривает в этом переходе симптом сдвигов в ментальностях и находит их как в изменившейся структуре загробного царства, так и в новых формах социального расчленения общества.

1 Гуревич Арон Яковлевич — крупнейший современный отечественный медиевист, автор многочисленных монографий, посвященных средневековой цивилизации и культуре. Разрабатывал актуальные проблемы истории средневековья: например, исторической антропологии, соотношения социально- экономической стороны исторического процесса и его культуры, “ученой” и“народной” культур и др.

© 2000- NIV