Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
Ф. Ларошфуко. Максимы, или моральные размышления (фрагмент).

Ф. Ларошфуко1
МАКСИМЫ,
ИЛИ МОРАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ [123]
(фрагмент)

Предуведомление читателю (к первому изданию 1665 г.)

Я представляю на суд читателей это изображение человеческого сердца... Бесспорно, эти “Размышления” полны такого рода истинами, с которыми не способна примириться человеческая гордыня, и мало надежд на то, что они не возбудят ее вражды... эти “Максимы” — всего-навсего краткое изложение учения о нравственности, во всем согласного с мыслями некоторых отцов церкви.., их автор и впрямь не мог заблуждаться, вверившись столь испытанным вожатым, и... он не совершил ничего предосудительного, когда в своих рассуждениях о человеке лишь повторил некогда ими сказанное…

МАКСИМЫ

Наши добродетели — это чаще всего
искусно переряженные пороки

1

То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью: так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины — доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.

10

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

11

Наши страсти часто являются порождением других страстей, прямо им противоположных: скупость порой ведет к расточительности, а расточительность— к скупости; люди нередко стойки по слабости характера и отважны из трусости.

19

У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.

26

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

27

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

29

Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.

30

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

31

Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.

41

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится не- способным к великому.

42

У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.

72

Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу.

90

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.

102

Ум всегда в дураках у сердца.

108

Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.

111

Чем сильнее мы любим женщину, тем больше склонны ее ненавидеть.

124

Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают ее для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду.

155

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.

159

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

185

Зло, как и добро, имеет своих героев.

Только у великих людей бывают великие пороки.

231

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

242

Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они никому не могут быть в тягость.

248

Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.

266

Ошибается тот, кто думает, будто лишь таким бурным страстям, как любовь и честолюбие, удается подчинить себе другие страсти. Самой сильной нередко оказывается бездеятельная леность: завладевая людскими помыслами и поступками, она незаметно подтачивает все их стремления и добродетели.

281

Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.

284

Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты.

1 Ларошфуко Франсуа де (1613–1680) — герцог, французский писатель- моралист. Важнейшее событие в его жизни — участие в мятеже францских аристократов, не желавших подчиняться централизованной власти (так называемой фронде). Опыт фронды, закончившейся бесславно, сыграл решающую роль в формировании его философии.

© 2000- NIV