Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
Предисловие.

Моим родителям —
Светлане Семеновне Пустовит
и Виталию Яковлевичу Пустовиту

Ход истории показывает нам не становление
чуждых нам вещей, а наше становление...

Г. В. Ф. Гегель

Человек есть в высочайшей степени историчес-
кое существо. Человек находится в историческом, и
историческое находится в человеке... Нельзя выде-
лить человека из истории, нельзя взять его абстракт-
но, и нельзя историю рассматривать вне человека и
нечеловечески... В судьбе человечества я должен
опознать мою родную судьбу и в моей судьбе я дол-
жен опознать историческую судьбу. Только таким
путем можно приобщиться к внутренней тайне “ис-
торического”... только таким путем можно раскрыть
в себе самом не пустоту своей уединенности, в
противоположении себя всему богатству мировой
исторической жизни, а опознать все богатства и
ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю
индивидуальную судьбу с всемирной исторической
судьбой...

Н. Бердяев

ПРЕДИСЛОВИЕ

— не только подготовить специалиста в определенной узкой сфере производства или управления. Речь идет о формировании личности, способной к разносторонней эффективной деятельности и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Значительную роль в достижении этой цели призвана сыграть гуманитаризация высшего образования. Знание истории культуры позволяет человеку освоить духовный опыт прошлого, соизмерить его с личным опытом, приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям.

Поразительно, до чего схожи вопросы, волновавшие людей разных эпох, и насколько отличались ответы на них. Если определить человеческую ментальность как своеобразную систему координат, заданную человеческому сознанию и поведению общественной средой, в которой человек существует, как совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании человека в процессе его общения с себе подобными, то в предлагаемом пособии особое внимание уделяется именно ментальности людей разных эпох.

“Что объединяет, например, средневековый роман и архитектуру средневековых соборов, средневековую историографию и средневековую драму, средневековую миниатюру и средневековую философию? На каком основании все эти формы духовного самовыражения человека мы именуем средневековыми, причем даже в тех случаях, когда их датировка не установлена?

Что скрывается за “стилевыми” определениями применительно к фактам культуры? Все подобные феномены в рамках одной эпохи отмечены печатью одной и той же ментальности” [10, 3]. 6

Хронологические рамки пособия предельно широки — от античности до конца двадцатого столетия. Согласно немецкому философу И. Гердеру, важнейшими составляющими культуры являются язык, наука, ремесло, искусство, семья, государство, религия, поэтому предлагаемое пособие не претендует на полноту изложения предмета прежде всего из-за его обширности.

Особое значение имеет философский аспект изложения. Еще Гегель сказал, что истинное — это целое. Отдельные науки и искусства занимаются фрагментами действительности, философия исследует ее как целое. Философская мысль неминуемо выходит из границ сугубо профессионального философского знания и проникает во все звенья культурной жизни общества. Вне философского осмысления и обобщения история европейской культуры рассыпается фейерверком быть может ярких и значительных, но разрозненных, и в этой своей разрозненности непонятных, явлений, произведений, фактов.

Пособие состоит из введения и шести глав. Каждая глава содержит теоретические разделы и иллюстрирующие их хрестоматийные тексты. Материалы вступительных разделов излагаются на лекциях; хрестоматийные материалы должны быть изучены студентами при подготовке к практическим занятиям и обсуждены с преподавателем на семинарах.

В хронологической таблице приведены важнейшие события и имена из области истории, философии, искусства, науки и техники.