Приглашаем посетить сайт

И.О. Шайтанов, О.В. Афанасьева. Зарубежная литература 10—11 классы. Элективный курс.
Тематическое планирование уроков в 10 классе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 10 КЛАССЕ

Круг основных историко-литературных и теоретических понятий

Поурочное планирование элективного курса

1.Книжная и письменная культура

Античность и Древний мир. Возникновение литературы

2.Поэтика, трагедия, катарсис

Жанр трагедии: от мифа к драме

3.Классика, ода, сатира

Древняя Греция и Древний Рим. Римская классика: Гораций в русских переводах

4.Оратор, гражданин

Эволюция римской культуры в свете исторической мысли. Жанр басни

5.Культурный герой, эпическая дистанция

Понятие «Средние века». От мифа к эпосу: происхождение героических преданий, особенности эпической формы

6. Герой и автор

«Песнь о Роланде». Черты христианской и рыцарской морали в образе эпического героя

7.Карнавал, схоластика, готика, куртуазность

Три типа средневековой культуры. Куртуазная поэзия

8.«Новый сладостный стиль», аллегория и метафора

Данте: его жизнь и его время

9. Платонизм

«Новая жизнь». Почему любовь становится поводом нового отношения к миру?

10. Гуманист, гуманизм

Гуманист: стиль жизни и стиль мышления. Был ли Петрарка гуманистом?

11. Новелла, рассказывающий человек

Новелла — жанр раннего Возрождения. Дж. Боккаччо. «Декамерон»

12. Роман, пародия, утопия

Какие жанры пародирует ренессансный роман? Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

13. Карнавальность, воспитание, говорящий человек

Рождение и развитие ренессансного романа: от Рабле к Сервантесу

14. Реформация

Северное Возрождение. Гуманизм и Реформация. Был ли Эразм Роттердамский союзником Лютера?

15. Фаустовский человек

Народная книга о докторе Фаусте

16. Трагический гуманизм, трагедия мести

Эпоха трагического гуманизма. Повторение: У. Шекспир. «Гамлет»

17. Макиавеллизм

Может ли достойный человек быть хорошим политиком? Как Шекспир отвечает на вопрос, поставленный Н. Макиавелли? «Ричард III»

18. Хроника и трагедия

Сравнительный анализ хроники «Ричард III» и трагедии «Макбет»

19.Развитие трагического сюжета

Что означает метафора бури в трагедии «Король Лир»?

20. Судьба утопии

Почему Шекспир назвал свою последнюю пьесу «Буря»?

21. Двойное подражание, страсть и разум

Барокко и классицизм. Происхождение понятий. Противоположность стилей

22. Кончетти, остроумие

Метафизическая поэзия в Англии. Дж. Донн. «Прощание, запрещающее печаль» — особенность барочного остроумия

23. Закон трех единств, долг и честь

Рождение классицистической трагедии. П. Корнель. «Сид»

24. Повторение: комедия Мольера. Мольер и Грибоедов

25. Нормативная поэтика

«Поэтическое искусство» Буало: характеристика основных жанров

26. Басня

Жанр басни. Лафонтен и русские баснописцы

27. Разум, веротерпимость, памфлет

Эпоха Просвещения: новое в философии и новое в литературе. Документальные жанры: памфлет и эссе

28. Роман воспитания

Рождение просветительского романа. Повторение: Д. Дефо

29.Гротеск, мистификация

Просветительские идеи в зеркале сатиры. Дж. Свифт

30. Деизм, вольтерьянство, оптимизм

Эпоха в оценке французской философии. Вольтер

31. Сентиментализм, чувствительность, «кладбищенская поэзия»

Идеал чувствительного человека в сентиментализме. Т. Грей в переводе В. Жуковского

32. Руссоизм, детскость, культ природы

Руссо и руссоизм

33.Штюрмерство, баллада

«Буря и натиск» в Германии. Гёте. «Страдания юного Вертера» и лирика

34. Мещанская трагедия

От штюрмерской трагедии к философскому осмыслению эпохи. Гёте. «Фауст»

35. Компаративный сюжет

Гёте и Пушкин

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 11 КЛАССЕ

Круг основных историко-литературных и теоретических понятий

Поурочное планирование элективного курса

1. Двоемирие, романтический герой

Романтизм: литературный стиль и способ восприятия действительности

2. Гений, воображение

Английские романтики: У. Блейк и У. Вордсворт

3. Исторический роман, местный колорит

Творчество В. Скотта

4. Историзм

В. Скотт и А. Пушкин

5. Лироэпическая поэма

Повторение: Байрон и байронизм

6. Романтический гротеск

Немецкий романтизм. Гофман

7. Романтическая ирония, фрагмент

Поэзия Генриха Гейне. Г. Гейне и Ф. Тютчев

8. Контраст

В. Гюго в полемике с В. Скоттом

9. Критический реализм, жизнеподобие

Литература и реальность: рождение реалистического стиля

10. Психологизм

Современность в магическом зеркале романа: Стендаль

11. Эпос буржуазного мира: Бальзак

12. Викторианство. Массовая литература

Викторианский роман и викторианская действительность

13. «Роман без героя»

Новый тип романа воспитания: Ч. Диккенс и У.-М. Теккерей

14. «Чудаки»

Юмор Диккенса

15. «Простак»

Цивилизация и культура в США

16. Верлибр

Природа как образ демократической идеи в поэзии У. Уитмена

17. Символ, «соответствия», оксюморон, «искусство для искусства»

Соотношение красоты, добра и правды в поэзии французского символизма. «Плавание» Ш. Бодлера; «Искусство поэзии» П. Верлена

18. Искусство и нравственность

Эстетизм Оскара Уайльда

19. Ибсенизм, мелодрама, декаданс

Литература рубежа веков. Символ в драме: Г. Ибсен. «Кукольный дом»

20. «Парадокс», «драма идей»

«Антивикторианский парадокс» Дж.-Б. Шоу

21. Миф в литературе XX века

От быта к мифу. Т. Манн

22. Ассоциативность

Черты поэзии XX века. Т.-С. Элиот

23. Роман «потока сознания», «точка зрения»

Возникновение модернистского романа. В. Вулф. «Миссис Дэллоуэй»

24. Понятие времени

Что отличает литературу модернизма от классики XIX века?

25. «Потерянное поколение»

Литература «потерянного поколения». Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»

26. Абсурд

Ощущение абсурдной жестокости бытия. Ф. Кафка

27. Утопия и антиутопия

Возможна ли утопия? О. Хаксли

28. Авангард, «психологический параллелизм»

Поэзия и политика. Судьба Г. Лорки

29.Эпический театр, отчуждение. Экспрессионизм

Человек на войне. Эпический театр Б. Брехта

30. Экзистенциализм, отчуждение

Отчуждение как трагедия бытия. А. Камю

31. Принцип «айсберга» (подтекст)

От разочарования к необходимости выстоять. Э. Хемингуэй

32. Отчуждение и ответственность. Г. Бёлль

33. «Молодежные» шестидесятые. Ф. Саган

34. «Магический реализм»

Г.-Г. Маркес: «магический реализм» в романе «Сто лет одиночества»

Список обязательной литературы

Десятый класс

Софокл. Царь Эдип.

Античная басня.

Гораций в переводах русских поэтов.

Песнь о Роланде.

Данте. Новая жизнь. Божественная комедия. Ад (несколько песен на выбор).

Легенда о докторе Фаусте.

Дж. Боккаччо. Декамерон (новеллы на выбор).

Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (книги первая и вторая).

У. Шекспир. Ричард III. Макбет. Король Лир. Буря.

П. Корнель. Сид.

Н. Буало. Поэтическое искусство.

Ж. Лафонтен. Басни.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

Вольтер. Кандид.

Т. Грей. Элегия, написанная на сельском кладбище. Перевод В. Жуковского.

И.-В. Гёте. Лирика.

И.-В. Гёте. Страдания юного Вертера. Фауст (монологи из первой части в переводе Ф. Тютчева).

Одиннадцатый класс

Лирика английского романтизма (У. Блейк, У. Вордсворт).

В. Скотт. Роб Рой.

Э.-Т.-А. Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.

Г. Гейне. Лирика.

В. Гюго. Собор Парижской Богоматери.

Стендаль. Красное и черное.

© 2000- NIV