Раздел 2. Литература XVIII века
Просвещение
Просвещение – это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-демократическими изменениями.
Просветительство выражало интересы новой социальной силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазная идеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.
Просветители подвергли критике все основы феодального общества и традиционного сознания: государство, формы власти, социальную систему (сословия), нравы, системы образования и воспитания, церковь, религию. Они выступили против абсолютной монархии, привилегий дворянства, против официальной церкви, религиозных догматов, схоластики, против подавления личности, против стихии невежества и суеверия в народе.
Просветители считали необходимым изменить, усовершенствовать существующие условия, но выбрали при этом особый путь. Они призывали устранить общественные недостатки путём изменения общественного сознания, нравов, политики, быта.
Добиться этого они пытались путём распространения идей справедливости, добра, научных знаний. Поэтому лозунг Великой французской революции «Свобода. Равенство. Братство» можно с полным правом назвать лозунгом всего века и всего Просвещения. В эпоху позднего Просвещения на основе этих рассуждений появилась уже и идея революции.
Таким образом, основными сферами интереса просветителей были и социология, философия. Литературе отводилось особое место – с её помощью велась пропаганда новых идей. Эти же функции выполняли театр и публицистика (которая оформилась именно в это время).
Основой просветительской системы были
1. Культ Разума («идеи могут изменить мир»), человека мыслящего.
2. Культ «естественного человека». Просветители считали, что от природы человек добродетелен и «чист» (его сознание – это « чистый лист»). Но в обществе его деформируют, «ломают» неразумные условия жизни. Следовательно, надо изменить эти условия. Поэтому просветители изучали и анализировали в своих произведениях эти условия – среду, воспитание, образование человека. Именно в это время развивались ещё и педагогика и дидактика.
В эпоху Просвещения в литературе и искусстве развиваются новые направления:
1) неоклассицизм («просветительский классицизм»): форма остаётся старой, но в неё вкладываются новые идеи, затем и правила становятся необязательными;
2) просветительский реализм: требование приближения к правде жизни, расширение границ повествования, более достоверные характеры, современная тематика;
3) сентиментализм: культ чувствительности, культ природы, противопоставление чувства рассудку, особая форма и повествовательная техника произведения, демократизм.
Новые сферы литературы: публицистика, литературная критика.
1) В прозе – разновидности романа, философский диалог
2) В драматургии – сатирическая комедия, буржуазная драма, историческая и философская драма (трагедия)
Ранее других просветительство зародилось в Англии, самый поздний вариант – немецкое Просвещение.