Приглашаем посетить сайт

Тихонова О.В.: История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
Темы и планы практических занятий и материалы для самостоятельной подготовки

Темы и планы практических занятий и материалы для самостоятельной подготовки

I.Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса (без подготовки, по предложенным текстам)

1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).

2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?

3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.

4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?

II.Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)

1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.

2. Конфликт трагедии и система персонажей.

3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.

4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.

5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».

6. Тип классицистического героя. Основные черты.

III.«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии

1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.

2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.

3. Образ Оргона и проблема комического.

4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.

5. Конфликт в комедии «Мизантроп».

7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.

8. Жанровое своеобразие пьес.

IV.Английская и немецкая литературы XVII в.

1. Английская литература XVII в.

а) Общая характеристика. Основные тенденции.

б) «Метафизическая школа». Дж. Донн;

в) Место и специфика творчества Мильтона;

2. Немецкая литература XVII в.

а) Основные тенденции;

б) Поэзия и драматургия. Грифиус;

в) Роман. Гриммельсгаузен.

V.Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера»(по 4 части)

1. Композиция 4 части. Выявить соотношение сюжетного повествования и памфлетно- публицистических характеристик.

2. Критика общественно-политической жизни Англии. Примеры по тексту.

3. Средства сатирического обличения (контраст, фантастика, дидактика, гротеск, ирония, сарказм, остранение).

4. Положительные общественный и нравственный идеалы автора. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу. Образ Гулливера и авторская позиция.

VI.Философская повесть в творчестве Вольтера

1. Творчество Вольтера. Особенности классицизма. Поэзия и драматургия.

2. Жанр философской повести в творчестве Вольтера

б) Соотношение формы и содержания в философских повестях. Образы главных героев и их функции.

в) Композиция и проблема концовки.

VII.Человек, природа и общество в творчестве Дидро и Руссо

1. Особенности развития Просвещения во Франции в 1750–60-е гг. Место в нём Дидро и Руссо

2. Творчество и деятельность Дидро. Философия, религиозная позиция, социальная программа (трактаты).

3. Концепция человеческой природы и просветительская программа в романе «Монахиня».

4. Особенности личности и творчество Руссо.

5. Общественная и этическая программа Руссо (трактаты).

6. Развитие просветительских идей в романе «Новая Элоиза». Концепция личности в сентиментализме. Новый тип романа.

7. Взгляд на человека, природу и общество в эпоху просветительского радикализма.

VIII.Пьеса Ф. Шиллера «Разбойники» в критике

1. История создания пьесы. Проблематика.

2. Конфликт и система персонажей.

3. Оценка идейного ядра пьесы и образов Карла и Франца в работах А. Абуша и Ф. П. Шиллера («Шиллер. Биография для немецких рабочих»; «Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения»).

4. Общий пафос оценки драмы у двух критиков. Критики о противоречиях Шиллера.

5. Сравнить позиции критиков, как аргументируют они свою оценку? В чём причины различия этих оценок?

IX.Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)

1. Смысл Пролога на небесах как идейной завязки трагедии (характеристика основных действующих лиц, взгляд на человека Господа и Мефистофеля, суть их спора).

2. Фауст и проблема познания

4. Договор Фауста и Мефисто. Идея договора.

5. Роль эпизода с Маргаритой.

6. Идейный смысл заключительной сцены 1 части.

Контрольные вопросы по курсу

1. Характеристика общественной жизни и литературы европейских стран в XVII в. Борьба направлений.

2. Понятие о барокко.

3. Испанская литература XVII в., основные направления и представители. Жанры испанской драматургии. Место Лопе де Вега в испанской литературе.

4. Черты Ренессанса и барокко в комедии де Веги «Собака на сене».

5.Творчество Кальдерона (Особенности проблематики, метода и стиля). Новаторство.

6. Черты барокко в драме «Жизнь есть сон» Кальдерона.

7. Комедия барокко (Кальдерон).

8. Общая характеристика французской литературы XVII в. борьба направлений.

9. Понятие о классицизме

10. Проблема общественного и личного в творчестве Корнеля. Тип героя. Способы создания классицистического образа.

11. Место творчества Расина в драматургии французского классицизма. Проблема личности в трагедиях «Федра» и «Андромаха».

12. Комедия классицизма. Творчество Мольера. Новаторство. Проблематика.

13. Тема лицемерия в комедиях «Тартюф» и «Мизантроп».

14. Образ Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан».

15. «Мещанин во дворянстве» и «Скупой» как образцы классицистической комедии.

17. Английская литература XVII в. Мильтон

18. Понятие о Просвещении. Основные идеи, проблема индивида и взгляд на общество. Особенности литературы.

19. Английское Просвещение (особенности, периодизация, литературный процесс)

20. Английский роман раннего Просвещения. Дефо и Свифт.

21. Английский роман зрелого Просвещения. Филдинг.

22. Сентиментализм в Англии. Новаторство романистики Стерна.

23. Общая характеристика французского Просвещения. Этапы, тенденции. Энциклопедия.

24. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.

25. Общественная и литературная деятельность Дидро. Философские и эстетические взгляды. Просветительские идеи в романе «Монахиня».

26. Французский сентиментализм. Место Руссо во французской литературе. Идеи и новаторство романа «Новая Элоиза».

27. Образ Фигаро в драматургии Бомарше.

28. Композиция и проблематика романа Лакло «Опасные связи».

29. Просвещение в Германии (особенности, периоды, основной круг идей). Направления.

30. Понятие о «Буре и натиске». Произведения Гёте и Шиллера данного периода.

32. Эстетические взгляды Лессинга. Драматургия.

33. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Конфликт и система персонажей.

34. Драматургия Шиллера (этапы, идеи, пьесы). Жанр исторической драмы.

Примерные темы для сообщений и докладов:

2. Трактовка истории в драмах Шиллера «Дон Карлос» и Гёте «Эгмонт».

3. Философские и социально-политические взгляды А. де Сада в трактате «Философия в будуаре».

4. Идейно-художественное своеобразие комедии Шеридана «Школа злословия».

5. Романистика Ричардсона и современный «розовый» роман.