Темы и планы практических занятий и материалы для самостоятельной подготовки
I.Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса (без подготовки, по предложенным текстам)
1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).
2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?
3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.
4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?
II.Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)
1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.
2. Конфликт трагедии и система персонажей.
3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.
4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.
5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».
6. Тип классицистического героя. Основные черты.
III.«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии
1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.
2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.
3. Образ Оргона и проблема комического.
4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.
5. Конфликт в комедии «Мизантроп».
7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.
8. Жанровое своеобразие пьес.
IV.Английская и немецкая литературы XVII в.
1. Английская литература XVII в.
а) Общая характеристика. Основные тенденции.
б) «Метафизическая школа». Дж. Донн;
в) Место и специфика творчества Мильтона;
2. Немецкая литература XVII в.
а) Основные тенденции;
б) Поэзия и драматургия. Грифиус;
в) Роман. Гриммельсгаузен.
V.Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера»(по 4 части)
1. Композиция 4 части. Выявить соотношение сюжетного повествования и памфлетно- публицистических характеристик.
2. Критика общественно-политической жизни Англии. Примеры по тексту.
3. Средства сатирического обличения (контраст, фантастика, дидактика, гротеск, ирония, сарказм, остранение).
4. Положительные общественный и нравственный идеалы автора. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу. Образ Гулливера и авторская позиция.
VI.Философская повесть в творчестве Вольтера
1. Творчество Вольтера. Особенности классицизма. Поэзия и драматургия.
2. Жанр философской повести в творчестве Вольтера
б) Соотношение формы и содержания в философских повестях. Образы главных героев и их функции.
в) Композиция и проблема концовки.
VII.Человек, природа и общество в творчестве Дидро и Руссо
1. Особенности развития Просвещения во Франции в 1750–60-е гг. Место в нём Дидро и Руссо
2. Творчество и деятельность Дидро. Философия, религиозная позиция, социальная программа (трактаты).
3. Концепция человеческой природы и просветительская программа в романе «Монахиня».
4. Особенности личности и творчество Руссо.
5. Общественная и этическая программа Руссо (трактаты).
6. Развитие просветительских идей в романе «Новая Элоиза». Концепция личности в сентиментализме. Новый тип романа.
7. Взгляд на человека, природу и общество в эпоху просветительского радикализма.
VIII.Пьеса Ф. Шиллера «Разбойники» в критике
1. История создания пьесы. Проблематика.
2. Конфликт и система персонажей.
3. Оценка идейного ядра пьесы и образов Карла и Франца в работах А. Абуша и Ф. П. Шиллера («Шиллер. Биография для немецких рабочих»; «Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения»).
4. Общий пафос оценки драмы у двух критиков. Критики о противоречиях Шиллера.
5. Сравнить позиции критиков, как аргументируют они свою оценку? В чём причины различия этих оценок?
IX.Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)
1. Смысл Пролога на небесах как идейной завязки трагедии (характеристика основных действующих лиц, взгляд на человека Господа и Мефистофеля, суть их спора).
2. Фауст и проблема познания
4. Договор Фауста и Мефисто. Идея договора.
5. Роль эпизода с Маргаритой.
6. Идейный смысл заключительной сцены 1 части.
Контрольные вопросы по курсу
1. Характеристика общественной жизни и литературы европейских стран в XVII в. Борьба направлений.
2. Понятие о барокко.
3. Испанская литература XVII в., основные направления и представители. Жанры испанской драматургии. Место Лопе де Вега в испанской литературе.
4. Черты Ренессанса и барокко в комедии де Веги «Собака на сене».
5.Творчество Кальдерона (Особенности проблематики, метода и стиля). Новаторство.
6. Черты барокко в драме «Жизнь есть сон» Кальдерона.
7. Комедия барокко (Кальдерон).
8. Общая характеристика французской литературы XVII в. борьба направлений.
9. Понятие о классицизме
10. Проблема общественного и личного в творчестве Корнеля. Тип героя. Способы создания классицистического образа.
11. Место творчества Расина в драматургии французского классицизма. Проблема личности в трагедиях «Федра» и «Андромаха».
12. Комедия классицизма. Творчество Мольера. Новаторство. Проблематика.
13. Тема лицемерия в комедиях «Тартюф» и «Мизантроп».
14. Образ Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан».
15. «Мещанин во дворянстве» и «Скупой» как образцы классицистической комедии.
17. Английская литература XVII в. Мильтон
18. Понятие о Просвещении. Основные идеи, проблема индивида и взгляд на общество. Особенности литературы.
19. Английское Просвещение (особенности, периодизация, литературный процесс)
20. Английский роман раннего Просвещения. Дефо и Свифт.
21. Английский роман зрелого Просвещения. Филдинг.
22. Сентиментализм в Англии. Новаторство романистики Стерна.
23. Общая характеристика французского Просвещения. Этапы, тенденции. Энциклопедия.
24. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.
25. Общественная и литературная деятельность Дидро. Философские и эстетические взгляды. Просветительские идеи в романе «Монахиня».
26. Французский сентиментализм. Место Руссо во французской литературе. Идеи и новаторство романа «Новая Элоиза».
27. Образ Фигаро в драматургии Бомарше.
28. Композиция и проблематика романа Лакло «Опасные связи».
29. Просвещение в Германии (особенности, периоды, основной круг идей). Направления.
30. Понятие о «Буре и натиске». Произведения Гёте и Шиллера данного периода.
32. Эстетические взгляды Лессинга. Драматургия.
33. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Конфликт и система персонажей.
34. Драматургия Шиллера (этапы, идеи, пьесы). Жанр исторической драмы.
Примерные темы для сообщений и докладов:
2. Трактовка истории в драмах Шиллера «Дон Карлос» и Гёте «Эгмонт».
3. Философские и социально-политические взгляды А. де Сада в трактате «Философия в будуаре».
4. Идейно-художественное своеобразие комедии Шеридана «Школа злословия».
5. Романистика Ричардсона и современный «розовый» роман.