Приглашаем посетить сайт

Тихонова О.В.: История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
Просвещение во Франции

Просвещение во Франции

Его особенности:

1) Просветительство во Франции развивалось позже, чем в Англии – с 1714г.

2) Просвещение подготавливало буржуазную революцию (в конце XVIII века), поэтому к середине – второй половине XVIII века просветительство стало носить радикальный характер.

3) Во Франции Просвещение было более связано с философией и социологией.

4) Большое значение имели вопросы религии и отношение к церкви.

В истории французского Просвещения различают два этапа

1. Умеренное Просвещение (раннее) – 1-ая половина XVIII в. Представители – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ). В этот период особое распространение получают идеи просвещённой монархии, юридического (формального) равенства.

В литературе развиваются различные прозаические жанры: бытовой роман (А.-Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А.Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).

2.Период радикального Просвещения (1750–70-е гг.) Представители – Дени Дидро (1713–1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712– 1778).

Кроме идеи конституционной монархии возникает идея республики, требование имущественного (фактического) равенства, возникает даже атеизм (Дидро).

В литературе развиваются просветительский реализм и новое направление – сентиментализм.

Д.ДИДРО – философ, писатель, литературный критик, пропагандист идей Просвещения. Стал организатором и создателем Французской Энциклопедии. Это был не просто многотомный энциклопедический словарь, но важнейший печатный орган французских просветителей. Она должна была подвести итог тем знаниям, которых достигло человечество. Но одновременно каждая из статей проводила просветительскую программу. К изданию Энциклопедии Дидро привлёк всех видных деятелей науки и культуры.

В литературе именно Дидро заложил основы реалистической эстетики. Искусство, по его мнению, должно изображать реальную жизнь, но художник может прибегать к фантазии, вымыслу. Искусство должно нести моральный урок, обличать пороки.

Дидро критиковал классицизм, особенно его систему правил. В драматургии он предложил новую систему жанров (не только высокие и низкие, но и «средние»). К средним жанрам относится и «мещанская драма» и её разновидности. В них героем выступал представитель «3-го сословия», на примере узкосемейных, бытовых условий представали условия и конфликты широкие, социальные, в центре была любовная интрига, присутствовал мелодраматический эффект.

Самые известные произведения Дидро: романы «Монахиня», «Жак- фаталист», трактат «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…». Просветительская программа Дидро изложена в его романе «Монахиня» (1760). Сила критики в этом произведении такова, что роман неоднократно запрещали.

Роман написан от 1-го лица, в форме исповеди героини. Она выступает в роли обвинителя. Главное её качество – чувство свободы. Это естественное чувство, которое подавляется в монастыре и в обществе. Монастырь превращается для неё в тюрьму. Но монастырь – это лишь худший вид общества. Весь мир вокруг построен на подавлении, унижении, угнетении человека. Законы общества так же, как и законы религии, противостоят естественным законам. Естественный человек нигде несвободен. Поэтому ситуация в романе символична – человек заключён в четыре стены как в клетке, он бьётся о стену, но не может стать свободным.

Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его философских и социальных воззрений получила общее определение «руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» (1749–1762)

возникновения частной собственности. Таким образом, именно Руссо первым сделал вывод о том, что материальные причины, а не идеи, мнения становятся основой разделения в обществе. Так возникает и государство («общественный договор») – для охранения собственности граждан. Но здесь он сделал радикальный вывод: общество должно вернуться назад, к неразумному состоянию, когда не было частной собственности. Руссо идеализировал первобытное состояние человека.

Особо исследователи выделяют литературу предреволюционного и революционного периода (1770–80-е гг.). Центральное место здесь принадлежит О. Бомарше и Ш. де Лакло.