Приглашаем посетить сайт

Вераксич И.Ю.: История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Курс лекций
Лекция 5. Эпоха Просвещения. Общая характеристика английского Просвещения

Лекция 5

Эпоха Просвещения. Общая характеристика английского Просвещения

План

1. Особенности развития литературного процесса эпохи Просвещения.

2. Ключевые стилевые направления эпохи Просвещения.

3. Английское Просвещение. Общая характеристика.

1. Особенности развития литературного процесса эпохи Просвещения

Термин «Просвещение» принято рассматривать многосторонне. В широком смысле это просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству. В узком смысле этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период борьбы с феодализмом и направленное на его ликвидацию.

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур.

Просветителями называют идеологов XVIII в., философов и писателей, выступавших со смелой критикой феодальных порядков. Такая критика стала возможна в условиях нарастающего кризиса феодальной формации. В Англии еще в XVII в. произошла буржуазная революция. Франция стремительно шла навстречу революции 1789-1794 гг. И в других европейских странах все более очевидной становилась необходимость общественных перемен.

В XVIII в. изменились характер и масштабы антифеодальной борьбы. Пришло в движение так называемое третье сословие. Это -буржуазия, крестьяне, ремесленники, т. е. все те слои общества, которые не принадлежали к феодальной верхушке.

Именно сочувствие третьего сословия, т. е. народа, вдохновляло просветителей в их борьбе против старого мира, его политической системы, социальной несправедливости, в особенности против его идеологии.

Идеология Просвещения

Кризис затронул и идеологию. С феодальных отношений срывается покров святости: «единственно угодный богу» строй жизни, считавшийся вечным, теперь объявлялся противоречащим законам разума и природы.

Разум и природа были основными критериями для просветителя. По их мнению, элементарный разум и сама природа подсказывают, что все люди равны от рождения.

При всем многообразии философских доктрин просветителей большинство из них разделяли взгляды английского ученого Джона Локка, который в своем труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) решительно отвергал теорию идей Декарта, уподобляя душу чистой доске, на которой опыт пишет свои письмена. Единственным источником человеческих знаний о мире Локк объявлял чувство, ощущение. Только опыт, основанный на восприятии окружающего мира ощущениями и чувствами, способен обогатить человеческий разум.

Из этих идей Локка просветители делали весьма важный вывод о решающем влиянии среды на формирование личности: человек, согласно просветительским представлениям, становится плохим или хорошим под влиянием окружающих его условий.

Гуманистический идеал человека, оптимистическая вера в возможность преобразования личности на основе идей разума и справедливости, провозглашение внесословной ценности человека, свойственный большинству просветителей универсализм мышления и деятельности - все это сближало идеологов Просвещения с деятелями ренессансной культуры.

Как и деятели Возрождения, просветители видели идеал человека в единении с природой. Своеобразие этого идеала заключалось в том, что для деятелей Просвещения он был не результатом истории, а ее исходным пунктом.

Деятели Просвещения нередко были не только писателями, но и философами. Они расценивали свою творческую деятельность как прямое продолжение той борьбы, которую вели в других сферах духовной жизни. Вот почему литература и искусство Просвещения насквозь пронизаны философской проблематикой. Нередко художественное произведение призвано прежде всего иллюстрировать, раскрывать в конкретно-чувственной форме те или иные философские идеи. Этим объясняется появление в литературе такого жанра, как, например, философская повесть.

Характерное для деятелей Просвещения стремление оказать прямое воздействие на умы и сердца современников определило публицистичность их творчества, а следовательно, и акцентированную тенденциозность. Поэтому в литературе Просвещения значительное место отведено публицистическим жанрам - журнальному очерку, трактату-рассуждению, диалогу. Публицистические элементы проникают в традиционные жанры литературы - роман, комедию, поэму и другие.

Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Бытовавший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получает у просветителей новое толкование: литература и искусство должны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека на идеалах разума.

Основным объектом художественного познания становится современность, получающая в произведениях просветителей конкретно-историческую детализацию.

В просветительской литературе обычно выделяют три направления: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Классицизм в эпоху Просвещения приобретает отчетливо республиканские, демократические, в конечном счете революционные черты. Высшую цель искусства классицисты видят в перевоспитании человека, в превращении его в идеального героя (в связи с этим ведущим жанром литературы просветительского классицизма стала трагедия). В поисках образцов - примеров гражданской доблести - просветители, как правило, ориентировались на античное искусство и французский классицизм XVII века.

Существенно меняется понимание смысла, задач и характера жанров, например, трагедии. В «высоком классицизме» фабулу трагедии обычно составляла любовная коллизия. У просветителей тема любви вовсе исчезает, сменяясь философской проблематикой. Источником трагедии становится не внутренний психологический конфликт в сознании героя, а столкновение человека с враждебными ему силами.

Сохранив присущую «высокому» классицизму иерархию жанров, представители просветительского классицизма отказываются от их разграничения по социальному, сословному признаку.

Представители: Вольтер, Александр Поуп.

Расцвет просветительского реализма относится к зрелому этапу Просвещения.

Выдвигая, как и классицисты, принцип «подражания природе», писатели-реалисты истолковывают его гораздо шире. Если в классицизме этот принцип сводился к подражанию античному искусству, то в просветительском реализме этот принцип означал:

1) признание способности достоверно воспроизводить реальность;

2) необходимость изображения всех сфер действительности - и высоких, и низких;

3) огромную преобразовательную роль искусства в жизни человека и общества.

Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. При этом социальная и географическая среда и сам человек получают здесь гораздо детализированное конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров: появляются новые жанры, взрывающие классицистические каноны, например, мещанская трагедия и драма, «слезная комедия» (слово «мещанский» имеет здесь другой, отличающийся от современного смысл: «мещанин» - не дворянин, незнатный). Мещанская трагедия или драма возникли в борьбе с классицизмом. В них не соблюдались единства, изображались события из жизни третьего сословия, трагические сцены не исключали комическую ситуацию.

На первый план выдвигается роман, понимаемый как «эпос частной жизни» и обогащающийся новыми разновидностями. Особенно велика в этот заслуга английских писателей: Дефо, Ричардсона, Филдинга, Смолетта и других.

Впервые писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его средой.

В просветительском романе характер героя представлен в эволюции под воздействием важнейших жизненных обстоятельств. Подобное динамичное воспроизведение человеческого характера породило просветительский жанр «воспитательного романа». Писатели правдиво воспроизводят обстановку, детали быта, но в эту реальную обстановку они вписывают своего главного героя - «естественного человека», носителя просветительского идеала.

При характеристике реализма XVIII века следует учитывать его своеобразие, отличие от реализма XIX века. У писателей разные подходы к изображению жизни, разные методы создания художественного образа.

И Робинзон Крузо у Дефо, и Луиза Миллер у Шиллера - реальные образы. Но они реальны не так, как герои Бальзака или Тургенева. Реалист XVIII века может тщательно, со всеми деталями, изобразить быт, например, того же Робинзона на необитаемом острове. Но ситуация, предлагаемая в романе, заведомо не типичная. И писатель видит свою задачу не в том, чтобы правдиво описать судьбу человека, заброшенного на необитаемый остров. Цель Дефо - философская: доказать, что человек все может, даже если оставить его одного на острове. Поэтому «Робинзон Крузо» не просто приключенческий роман, а роман-притча, философская притча о Человеке.

Исторически позднее других в Просвещении появляется сентиментализм. Возникает в эпоху, когда реальность начинает все более решительно опровергать просветительские надежды на движение человечества к царству разума. В противовес разуму выдвигается новый критерий - чувство.

Родиной сентиментализма является Англия. Имя ему дал Лоренс Стерн, назвав свое путешествие по Франции «сентиментальным» и показав читателю своеобразное «странствие сердца». Однако культ чувства узаконил до него в литературе, в искусстве, а затем в жизни Ричардсон. В европейских странах сентиментализм проявлял себя по-разному.

В Англии произведения сентименталистов сочетали в себе критику социальной несправедливости с проповедью незлобивости, мистикой и пессимизмом («Векфильдский священник», «Покинутая деревня» Гольдсмита, «Ночные думы» Юнга и др.)

Во Франции сентиментализм представлен главным образом творчеством Руссо и его последователей.

В Германии - движением «Бури и натиска».

культ чувства;

культ природы;

культ человека.

В связи с этим сентименталистами решительно пересматривается проблема воспитания: целью его объявляется формирование чувствительности, то есть особой восприимчивости к красоте природы, состраданию.

У сентименталистов акцент переносится с изображения действительности, присутствующей в их произведениях как губительная сила, враждебная человеку, на исследование внутреннего мира героя, его переживаний.

Углубляется психоанализ; весьма важную роль приобретает пейзаж, одухотворенный человеческим чувством и нередко становящийся зеркалом этих чувств.

Писатели сентиментализма особенно демократичны в выборе героя: нередко это простолюдин, труженик, которого отличает близость к природе, естественность и чувствительность.

Сентименталисты много сделали для возрождения интереса как к народной поэзии, так и к творчеству Шекспира и Рабле, которых особенно ценили за верность природе и народности. Ослабление оптимистической веры в силу разума и в его грядущее торжество придает произведениям сентименталистов оттенок грусти, меланхолической созерцательности.

Менее значительную, чем выше названные направления, но все же заметную роль в просветительском искусстве играет течение рококо, возникшее еще в XVII веке в романах классицистского направления (во Франции и Германии).

Для этой литературы характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии - сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма), шутливого или шутливо-иронического содержания, ориентированного на узкий круг читателей - посетителей аристократических салонов. Поэты предпочитали воспевать дары Вакха и Венеры и были далеки от прославления гражданских идеалов.

В «легкой», «поверхностной» поэзии и прозе рококо отразился не только очевидный упадок культуры феодальных классов, но и неприятие безрадостной реальности.

Литература рококо - это сознательная эстетическая утопия, возникающая как результат скептической оценки некоторых существенных сторон просветительской мысли.

Наиболее яркое воплощение рококо нашло в живописи. Как правило, изображались пастухи и пастушки на фоне условного пейзажа; нарядные кавалеры и дамы, одетые в тяжелый бархат и ослепительный атлас, прогуливающиеся, танцующие, предающиеся праздности («Равнодушный» Ватто).

3. Английское Просвещение. Общая характеристика

Английские просветители, в отличие от просветителей других стран, выступили в эпоху, не предшествовавшую буржуазной революции, а уже после того, как она свершилась в их стране. Английская буржуазия в XVIII в. утратила свою прежнюю революционность. В то же время антифеодальный и антибуржуазный протест народа, явившийся выражением недовольства аграрным и промышленным переворотом, свершившимся в Англии во второй половине XVIII в., не вылился в мощное революционное движение.

Все это не могло не сказаться на развитии литературы Просвещения в Англии. Английские просветители не ставили, да и не могли ставить перед собой далеко идущих революционных целей. Их борьба против уцелевших феодальных и развивавшихся буржуазных порядков никогда не достигала такой ожесточенности и радикальности, как, например, в соседней Франции, готовившейся к решительному штурму абсолютизма и феодализма.

Среди английских просветителей не было единства взглядов. Одни (Поуп, Аддисон, Стиль, Дефо, Ричардсон) в основном одобряли существующий строй, апологетически относились к буржуазному прогрессу, видя в нем залог дальнейшего неуклонного совершенствования человека и общества. Другие (Свифт, Филдинг, Смоллетт, Гольдсмит, Шеридан), будучи убежденными демократами, резко критиковали бесчеловечность нарождавшегося буржуазного строя, искали пути к лучшему будущему, но в рамках самого буржуазного общества.

Английское Просвещение в своем развитии прошло три этапа: раннее Просвещение (от «славной революции» 1688 г. до 1740 г.), зрелое Просвещение (40-50-е гг.) и позднее Просвещение (60-80-е гг.)

В первый, ранний период английского Просвещения господствующим направлением в литературе является классицизм.

Важную роль в становлении английской просветительской литературы и, в частности, в развитии просветительского романа сыграли сатирико-нравоучительные журналы («Болтун», «Зритель», «Опекун» и др.), издававшиеся Джозефом Аддисоном (1672-1719) и Ричардом Стилем (1672-1729). Темы для очерков эти журналы черпали из современной английской буржуазной действительности, а это помогло отысканию сюжетов для нравоописательного романа - одного из ведущих прозаических жанров литературы английского Просвещения.

Наиболее выдающимися представителями английской просветительской литературы на раннем этапе ее развития были Даниэль Дефо и Джонатан Свифт, создавшие первые замечательные образцы просветительского романа, который принес мировую славу английской литературе XVIII в. и оказал большое влияние на литературы других европейских стран.

Даниель Дефо (1660-1731), зачинатель английского реалистического романа, принадлежал к умеренно буржуазному крылу просветительского движения. В своих многочисленных работах (их насчитывается около 500) он выступал сторонником сложившихся в Англии буржуазных порядков и критиковал пережитки феодализма в своей стране.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» (1719). Написанный в увлекательной, авантюрной манере роман «Робинзон Крузо» содержит историю необыкновенных приключений Йоркского моряка XVII века (якобы рассказанную им самим), попавшего после кораблекрушения на необитаемый остров и проведшего на нем 28 лет. Благодаря предприимчивости, энергии, трудолюбию и умению заставить работать других (преданного дикаря Пятницу), герой романа Дефо не только выдержал это одиночество и изолированность на протяжении многих лет, но и стал основателем маленькой островной колонии, напоминающей буржуазное государство в миниатюре.

Роман «Робинзон Крузо» более ста лет считался образцовым произведением для детского чтения.

Все романы Дефо написаны в форме автобиографии или мемуаров вымышленных лиц, что создает впечатление полной правдивости изображаемых в них событий. Писатель очень подробно рисует среду и условия существования героев, стремится к конкретным и точным описаниям вещей и действий. Язык романов Дефо отличается удивительной простотой и ясностью, он близок к живому разговорному языку его времени.

«Отец английского и европейского романа», Дефо оказал большое влияние на развитие реализма в Англии.

Почти одновременно с Дефо жил и творил другой выдающийся деятель раннего английского Просвещения - великий писатель-сатирик и публицист Джонатан Свифт (1667-1745). Принадлежа к радикально-демократическому направлению в английской просветительской литературе, Свифт занимает в ней особое место. В отличие от других столь же радикально настроенных просветителей (Филдинг, Смоллетт), не поднимавшихся до отрицания частнособственнического общества, Свифт в результате глубокого и всестороннего изучения современной ему английской действительности приходит к отрицанию буржуазного государства и буржуазного прогресса.

«Путешествие Гулливера» - одна из величайших сатирических книг в мировой литературе. Необычайно язвительно и с несомненным литературным блеском Свифт обнажил здесь не только ненавистные ему феодальные пережитки, но и уродливые, отвратительные черты нового буржуазного общества, увиденные им с гениальной прозорливостью.

литературе становится просветительский реализм, господствующим жанром - роман, достигающий в своей эволюции следующей, более высокой ступени развития.

Сэмюель Ричардсон (1689-1761) - основоположник семейно-бытового романа. В английской литературе XVIII в. он представляет умеренное буржуазное направление.

Сегодня Ричардсон принадлежит к числу забытых писателей. Его книги читают немногие. А между тем в XVIII в. романы Ричардсона пользовались огромной популярностью не только в Англии, но и далеко за ее пределами. Секрет этой популярности в том, что Ричардсон демократизировал литературу своего времени, смело введя в неё нового героя (буржуа и простолюдина), которому классицистская литература предназначала единственно комические или второстепенные роли. Представители непривилегированных классов в изображении Ричардсона оказываются духовно богаче и достойнее героев-аристократов.

Необыкновенный успех романов Ричардсона в XVIII в. объясняется и пристальным вниманием писателя к внутреннему миру своих героев, к их психологии и морали. Ричардсон ввел в английскую художественную прозу глубокий анализ духовной жизни человека. Этому в немалой степени способствовал жанр романа в письмах, к которому он обратился в своем творчестве.

Самые известные романы Ричардсона - «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса, или История молодой леди» (1747-1748), «История сэра Чарльза Грандиссона» (1754).

умеренному представителю просветительской литературы Ричардсону противостоит убежденный демократ Генри Филдинг (1707-1754). Во многом различны и их творческие позиции: эстетические принципы, тематический охват действительности, глубина его художественного познания и отражения, жанр романа и т. д.

Роман Филдинга превращается в произведение большого реалистического размаха, приобретает вполне самостоятельное значение «комической эпопеи», служащей разоблачению и осмеянию важнейших пороков английского буржуазного и аристократического общества.

Младшим современником Филдинга был романист Тобайас Джордж Смоллетт (1721-1771). В историю английской литературы XVIII в. Смоллетт вошел как писатель филдинговского, демократического, направления. Основное литературное наследие Смоллетта, творившего в самых различных жанрах, составляют его романы, наиболее известными среди которых являются «Приключения Родрика Рэндома» (1748) и «Приключени Перигрина Пикля» (1751). Критика английского буржуазно-аристократического общества носит в романах Смоллетта еще более резкий и непримиримый характер, чем в романах его великого предшественника.

Глубокие изменения претерпевает английская литература в 60-80-е гг. Это третий, заключительный, период в истории литературы Англии XVIII в., период позднего Просвещения. В стране происходит промышленный переворот, обостряющий все общественные противоречия. Существенно изменяется и литературная ситуация. В английской литературе возникает новое направление - сентиментализм, получивший свое название от романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768).

В этот период выделяется творчество двух наиболее крупных представителей английского сентиментализма - Лоренса Стерна (1713-1768) и Оливера Гольдсмита (1728-1774).

«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-1767), работа над которым продолжалась более семи лет, но так и не была завершена.

Еще не завершив «Тристрама Шенди», Стерн начал писать свой второй знаменитый роман «Сентиментальное путешествие» (1768).

В художественных произведениях Стерна отразились с наибольшей полнотой как сильные, так и слабые стороны сентиментализма: отвращение к эгоистическим собственническим буржуазным отношениям, сочувственное отношение к миру обездоленных, пристальный интерес к сложному внутреннему миру человека - и в то же время социальный пессимизм, ведущий к морализации и юмористическому обыгрыванию несовершенства мира и сущности человека. Социальная критика у Стерна никогда не достигала остроты и резкости Свифта, Филдинга и Смоллетта. Это позволяет утверждать, что в его творчестве уже назревает кризис просветительской литературы.

К сентиментализму примыкает и творчество Оливера Гольдсмита, продолжающего демократическую линию позднего английского Просвещения. Однако его творческий метод не обладает внутренним единством. Если в стихах и поэмах Гольдсмит - представитель чистого сентиментализма, то в драме и в романе он выступает скорее как представитель просветительского реализма.

Литературное наследие Гольдсмита довольно обширно. Он является автором очерков «Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке» 1762); ряда пьес, из которых комедия «Она смиряется, чтобы победить» (1773) до сих пор входит в репертуар многих театров мира; поэтических произведений пользующаяся широкой известностью поэма «Покинутая деревня», 1770) и романа «Векфильдский священник» (1766), сыгравшего большую роль в развитии реалистической литературы.

лишены яркой обличительной силы. Даже самые тяжелые картины жизни, нарисованные им, смягчаются незлобивым юмором и элегической грустью. Положительный идеал Гольдсмита -идиллическая, патриархальная жизнь на лоне природы. В этом сказались общие противоречия английского сентиментализма.

Список рекомендуемой и использованной литературы

2. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков / С. Д. Артамонов, З. Т. Гражданская. - М., 1960. - С. 3-55.

3. Артамонов, С. Д. Зарубежная литература XVII-XVIII веков: хрестоматия. / С. Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1982. - С. 164-293.