Контрольные вопросы
1. Общая характеристика западноевропейского Просвещения. Основные черты философии и эстетики просветителей.
2. Общая характеристика основных литературных направлений эпохи просвещения классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм).
3. Особенности развития просветительского движения в Англии. Демократическое и буржуазно-либеральное направления в английском Просвещении.
4. Творчество Д.Свифта. Политическая публицистика Свифта и ее художественные особенности.
5. «Путешествия Гулливера» Свифта как обобщающая сатирическая картина английской действительности. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе. Эволюция образа Гулливера.
6. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» и его значение для развития просветительской литературы.
7. Развитие английского романа18 века. Творчество Г.Фильдинга.
8. Социально-философские идеи в романе Фильдинга «История Тома Джонса». Положительный идеал Фильдинга. Особенности творческого метода писателя.
9. Общая характеристика английского сентиментализма. Его социальная и философская основа. Лирическая поэзия сентиментализма.
10. Литературное новаторство Стерна. Влияние философии Юма на этическую концепцию Стерна.
11. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Особенности его композиции и стиля. Изображение внутреннего мира человека в романе( или «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).
12. Основные мотивы лирики Р. Бернса. Особенности творческого метода поэта.
13. Общая характеристика французского просвещения. Социальные, философские и эстетические учения французских просветителей. Два этапа в развитии французского Просвещения.
14. Творческий путь Вольтера. Его социально-политические, философские и эстетические взгляды. Общественная деятельность Вольтера.
15. Просветительская проблематика философского романа Вольтера «Кандид».Его жанровое своеобразие.
16. Просветительская проблематика философской повести Вольтера «Простодушный» и ее жанровое своеобразие.
17. Основные философские идеи романа Ш.Монтескье «Персидские письма».
18. Общая характеристика мировоззрения Д.Дидро .Эстетика Дидро.
19. Роман Дидро «Монахиня». Его антиклерикальная направленность. Проблема человеческой природы в романе.
20. Философская проблематика и социальная сатира в диалоге Дидро «Племянник Рамо».
21. Роман Прево «Манон Леско». Мастерство психологического анализа в романе.
22. Социально-политические и философские взгляды Руссо. Теория естественного человека. Теория общественного договора. Противоречия руссоизма.
23. Роман Руссо «Новая Элоиза» как произведение сентиментализма. Особенности этической концепции Руссо в романе.
24. Демократические и реалистические тенденции в драматургии Бомарше. Общая характеристика его трилогии о Фигаро. Образ Фигаро.
25. Особенности немецкого Просвещения и его периодизация.
26. Творческий путь Лессинга. Его эстетические взгляды.
27. Тираноборческий пафос трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».
28. Реалистическое изображение немецкой действительности эпохи Семилетней войны в драме Лессинга «Минна фон Барнхельм».
29. Общественно-политическая направленность штюрмерского движения в Германии и его литературная программа.
30. Штюрмерский период в творчестве Гете.
31. «Страдания молодого Вертера» Гете как выражение кризиса штюрмерских настроений. Основные аспекты трагедии Вертера и ее социальный смысл.
32. Лирика Гете штюрмерскго периода, («Римские элегии», "Западно-восточный диван»).
33. Штюрмерский период в творчестве Шиллера.
35. Основной конфликт трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Жанровое своеобразие пьесы.
36. Эволюция мировоззрения и творчества Шиллера в веймарский период. Учение Шиллера об эстетическом воспитании человека. Общая характеристика эстетических работ Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» и «Письма об эстетическом воспитании человека».
37. Трагедия Шиллера «Дон Карлос». Тираноборческие мотивы. Образ маркиза Позы.
40. Значение образа Мефистофеля в художественно-философском контексте трагедии «Фауст».
41. Концепция научного познания в «Фаусте» Гете. Фауст и Вагнер. Образ Гомункула и его значение в трагедии.