Приглашаем посетить сайт

Забабурова Н.В. Методические указания к изучению
курса «История зарубежной литературы 17-18 веков».
Немецкая литература 18 века

Немецкая литература 18 века

В эпоху Просвещения перед Германией стояла насущная общественно-политическая задача - необходимость объединения страны, ликвидация многовековой феодальной раздробленности, тормозившей социально-экономическое и культурное развитие страны. Эта задача во многом определила пафос деятельности немецких просветителей. Мы не найдем в Германии этой эпохи сложившейся революционной идеологии, в политических и социально-философских теориях немецких просветителей ощущается умозрительность, отвлеченность. Вместе с тем немецкое Просвещение предлагает развернутую гуманистическую программу и создает предпосылки для формирования и расцвета немецкой национальной культуры.

Немецкое просветительское движение зарождается в середине 18 века, и первый его этап связан с деятельностью выдающегося немецкого драматурга Г. Лессинга. Эстетика Лессинга носит новаторский характер. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он по существу утверждал принципы реалистического искусства, которым он следовал в своих драматических произведениях.

Второй этап немецкой просветительской литературы связан с деятельностью «штюрмеров» (1770-1780 - е годы), выдвинувших широкую антифеодальную программу. Штюрмерство продолжило литературные традиции европейского сентиментализма. К этому течению принадлежат ранние драмы Шиллера(«Разбойники», «Коварство и любовь») и роман Гете «Страдания молодого Вертера».

Третий этап немецкого Просвещения принято называть «веймарским», так как центром культурной жизни Германии конца 18 века становится Веймар - место жительства главы немецкого Просвещения И.Гете. В веймарский период Шиллер и Гете преодолевают идеи бунтарства, характерные для штюрмерского периода, и обосновывают новую теорию искусства - «веймарский классицизм», отразивший возникший в эту эпоху в Германии культ античной культуры. Эстетическая программа веймарского классицизма нашла воплощение в работах Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» и « Письма об эстетическом воспитании человека». Гете и Шиллер приходят к идеям переустройства жизни путем эстетического воспитания человека. Круг идей веймарского классицизма отразился в драматургии Шиллера 1790 - х гг., в романе Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Своеобразным итогом развития немецкого ( и европейского в целом ) Просвещения стала великая трагедия Гете «Фауст», в которой писатель в обобщенной форме представил духовные искания человечества и выразил гуманистическую веру в торжество человеческого разума.

Литература

Неустроев В. Немецкая литература эпохи Просвещения. - М., 1962

Тронская М. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. - М., 1965

Асмус В. Немецкая эстетика 18 века. - М., 1963

Фридлендер Г. Лессинг. - М., 1957

Лозинская Л. Шиллер. - М., 1960

Чечельницкая Г. Шиллер. - М.; Л., 1959

Вильмонт Н. Гете. - М., 1959

Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М., 1970

Аникст А. «Фауст» Гете. - М., 1980.