Приглашаем посетить сайт

Жоль К. Тернистый путь рационализма
«Новые христиане» и кое-что любопытное о каббалистике, но не только о ней.

«Новые христиане» и кое-что любопытное о каббалистике, но не только о ней.

 

Нидерланды, освободившись от испанского владычества, стали важным плацдармом для пропаганды рационалистических идей Декарта. В республике процветали торговля и мануфактурное производство.

Интересы торговли привлекали в страну множество людей различных вероисповеданий, побуждая правящие круги проявлять религиозную веротерпимость. В Европе не было другого такого государства, которое служило бы лучшим убежищем для инакомыслящих и гонимых за веру, чем Голландия. Именно в Нидерландах преследуемые инквизицией португальские евреи нашли себе не просто убежище, а новую родину.

Первые семьи еврейских изгнанников появились в Амстердаме в конце XVI века, а затем потянулись целые караваны португальских эмигрантов, благодаря которым Амстердам стали называть «новым большим Иерусалимом». К евреям относились терпимо и даже позволяли исповедовать иудаизм. Государство понимало выгоду от еврейской общины, поскольку эмигранты своим капиталом приносили несомненную пользу нидерландской торговле, в частности способствуя тому, чтобы ряд португальских владений в Ост-Индии перешел в руки Нидерландов.

За столетие своего пребывания в Португалии, откуда шла самая большая волна эмиграции «новых христиан», евреи подзабыли знания своего вероучения, охладели к ритуальной стороне иудейской религии и прониклись другими религиозно-нравственными ценностями. К тому же среди образованной части евреев амстердамской общины появилось немало вольнодумцев, слишком сдержанно относившихся к религиозным догматам. Для целей противодействия подобным умонастроениям в Амстердаме было создано семиклассное еврейское училище, в котором преподавание начиналось с обучения еврейскому языку и кончалось иудейским богословием.

Амстердамские раввины внимательнейшим образом следили за всем происходящим в Испании и Португалии, чтобы использовать трагедию «новых христиан» для разжигания религиозного фанатизма, призванного спаять общину и напрочь изгнать из нее возмутительный дух вольнодумства. На примерах работы инквизиции в Испании и Португалии они культивировали ненависть ко всякому, кто осмеливался коснуться догматов иудейской религии, имевшей столько мучеников на Пиренейском полуострове.

Преследуя вероотступников, амстердамские раввины сами же провоцировали такое вероотступничество, чрезмерно увлекаясь мистикой, которая в больших дозах приобретала черты вневероисповедной мистики, то есть черты ереси.

В то время в среде еврейства была распространена неоплатоническая мистика, которая выдавалась за откровение глубочайших таинств и содержалась в каббалистических книгах, учивших о проистечении мира из Бога и о возвращении душ к Богу.

Секрет этой мистики коренится в Талмуде, сборнике еврейских догматических, богословских, морально-правовых и бытовых предписаний, сложившихся в период с IV века до нашей эры по IV век нашей эры.
Основой Талмуда служит Библия, в особенности первая ее часть – Пятикнижие, или Моисеев закон, или Тора.
В 586 году до нашей эры Иудея попала под владычество Вавилонии. Захватчики разрушили знаменитый Иерусалимский храм, а значительную часть народа вывезли в Вавилонию. В плену среди евреев образовалась группа писцов, которые занимались систематизацией привезенных из Иерусалима священных текстов. Благодаря их усилиям возникли главные элементы Торы.

Кстати, нет худа без добра. Попав в Вавилонию, евреи попали в мир древней цивилизации и сумели с выгодой для себя приспособиться к жизни в условиях плена. Некоторые из них стали государственными писцами, что очень важно и полезно иметь в виду. Дело в том, что, как мы уже знаем из ранее сказанного, величайшим достижением Месопотамской цивилизации было создание древнейших библиотек.

В Шумере писцы были заняты во всех сферах общественной жизни и экономики. В области государственного управления они занимали должности чиновников высокого ранга, а в храмах причислялись к разряду жрецов определенной категории. В сфере ремесла, полеводства, садоводства и скотоводства выступали надсмотрщиками и надзирателями. В области транспорта писцы были главным образом корабельщиками. Выступали они также в роли врачей, переводчиков и правоведов.

Таким образом, вавилонские евреи находились в благоприятных культурных условиях для занятий систематизацией, редактированием и переписыванием священных текстов.

С самого начала Талмуд связывал жизнь отдельного человека множеством предписаний, правил и обрядов, заставляя каждый поступок сообразовывать с велением религиозных законов. Эта мелочная и неукоснительная опека душила творческие порывы человека и невольно способствовала выработке оппозиционных настроений, нередко принимающих форму вневероисповедной мистики. Наиболее ярко такое оппозиционное вольнодумство проявилось в знаменитой «Книге Творения», написанной неизвестным автором. Время ее написания нам также неизвестно; мы знаем только, что первые комментарии на это сочинение были даны в X–XIII веках.

В «Книге Творения» оспаривается библейская и талмудическая концепция Бога и человека. Ее автор отрицает учение Талмуда и Торы о человекоподобном Боге-промыслителе и доказывает, что Бог и материальный мир едины, то есть отстаивает пантеистическую религиозно-философскую доктрину.

Таинственность автора, неясный и многозначительный язык изложения дают повод рассматривать «Книгу Творения» как первое каббалистическое произведение.

«Каббала» (или «кабала») в переводе на русский язык означает «предание». Считается, что Каббала весьма древнего происхождения и являет собой тайное учение, состоящее из мистических приемов толкования Священного Писания и суммы правил, посредством которых раскрывается тайный смысл мироздания.
В Каббале различают теоретическую и практическую части. Ее теоретическая часть нацелена на поиск «тайн» Бога, тогда как практическая часть ориентирована на изучение способов магических комбинаций священных слов и молитв, благодаря чему предоставляется возможность повелевать вещами.

Одной из главных книг Каббалы является Зогар («Сияние»). Некоторые исследователи полагают, что Зогар был написан незаурядным фальсификатором иудаизма Моисеем де Леоне, жившем в XIII веке. Автор Зогара пропагандировал веру в сатану, в злых духов и привидений.

Если в центре Талмуда находится некая безликая тень человека, то Каббала посредством Зогара берет под защиту живого человека со всеми его страстями и помыслами. Это объясняет увлечение еврейских вольнодумцев учением Каббалы.

Впервые широкая читательская публика познакомилась с экзотикой Каббалы в XIX веке благодаря книге польского графа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». В центре книги находится образ скитающегося Альфонса ван Вордена. Вместе с этим скитальцем мы совершим очередное небольшое путешествие.

События, о которых пойдет речь, произошли в горах Сьерра-Морены в XVIII веке. Тогда эту крутую горную цепь населяли одни только контрабандисты, разбойники да кучка цыган.

Священные законы чести повелевали капитану валлонской гвардии Альфонсу ван Вордену добраться до Мадрида кратчайшей дорогой, каковой была дорога через эти дьявольские места. Потеряв в пути погонщика и слугу, бравый капитан прибыл к берегам Гвадалквивира, в долину Лос Эрманос, которая была когда-то ареной гнусных подвигов трех братьев разбойников. Двоих из братьев поймали и вздернули на виселице при въезде в долину.

Оставив за собой эту долину, наш путник въехал в другую и вскоре увидел трактир.

Трактир был безлюден и мрачен. Но это не смутило капитана. Он решил заночевать в столь мрачном притоне.
Что из этого вышло, любознательный читатель может узнать сам, открыв книгу Яна Потоцкого. Я же хочу отметить следующее и страшно интересное, имеющее самое прямое отношение к Агасферу, то есть к Вечному Жиду.

Бедолага Альфонс ван Вордер, несмотря на все усилия, никак не мог выбраться из долины Лос Эрманос и периодически оказывался спящим под уже упомянутой виселицей. Однажды он застал там человека, который не подавал признаков жизни, причем на шее у того темнела веревка. Правда, при более детальном осмотре обнаружилось, что он не мертв, а только спит. Этим спящим был каббалист. Вот его рассказ о себе в изложении от третьего лица.

Настоящее имя каббалиста – рабби Садок Бен-Мамун. Он являлся чистопородным евреем. Признаться в этом в Испании было крайне небезопасно.

Спустя четыре года после рождения нашего каббалиста у его отца появилась на свет дочь под знаком Близнецов.

Когда Садоку пошел шестнадцатый год, его отец решил допустить сына и дочь к тайнам Каббалы. Сначала он дал им в руки Зогар. Из этой книги детям ничего нельзя было понять. Затем они углубились в бездны Таинственной Книги, в которой самую понятную часть можно попросту счесть загадкой. В конце концов они приступили к Большому и Малому Синедриону, в которых поверялись им наиболее поразительные тайны.
Каждый день Садок и его сестра замечали, что отец Мамун все более теряет силы. Наконец однажды он приказал позвать детей и, указав на песочные часы, сказал:

– Прежде чем пересыплется песок, меня уже не будет на этом свете. Поэтому хорошенько запомните мои слова. Сын мой, я предназначил тебе в супруги небожительниц – дочерей царя Соломона и царицы Савской. А для тебя, дочь моя, я предназначил в мужья близнецов Зодиака.

После этих слов старик исчез, а там, где он прежде покоился, дети увидели только горсть светящегося пепла.
Надежда приобрести бессмертие и двух небесных жен удвоило рвение Садока к каббалистическим наукам. Он начал трудиться над первыми строками Песни Песней. Едва был разложен первый стих, как раздался страшный грохот. Но Садок не испугался. Когда он кончил второй стих, лампа с его стола слетела на пол, подскочила несколько раз и остановилась перед большим зеркалом. Садок взглянул в зеркало и увидел кончики прелестных женских ножек. На следующую ночь он вновь принялся за дело и увидел две пары ножек до щиколоток. Двадцать четыре часа спустя наш любитель острых каббалистических ощущений начал замечать колени, но тут солнце вышло из-под знака Девы, и Садок вынужден был прервать свои труды.

Через некоторое время он захотел приняться за прерванный труд, но узнал, что через Кордову должен проезжать известный адепт каббалистики. Садок несколько задержался и только к вечеру добрался до трактира, который славился тем, что его регулярно осаждали разные злобные духи. Здесь он расположился в одной из комнат и заснул.

Среди ночи его разбудил бой часов. Невесть откуда выскочил маленький раввинчик в фут высотой, который начал отбивать поклоны перед налоем. Садок тотчас же узнал, что это не злой дух, а гений двадцать седьмой степени. Раввинчик обратился к нему и сказал:

– Ты начал всю свою работу не в том порядке, в котором следовало, и в этом причина, почему увидел сперва ноги дочерей Соломоновых. Начни с последней строки.

Произнеся это, раввинчик исчез. Сказанное им противоречило всем принципам каббалистики. Однако Садок был настолько неосмотрителен, что послушался его совета. В результате всех его магических манипуляций были представлены любознательному взору две весьма славненькие девицы. Потом последовала пламенная любовь…

На следующее утро Садок проснулся под виселицей между двумя гнусными трупами. На основе этого факта им был сделан вывод, что всему виной злобные духи.

Конечно, с такими духами шутки плохи. Поэтому разумно не связываться ни со злобными духами, ни с каббалистами, пусть даже беззлобными. А вот познакомиться с книгами Яна Потоцкого, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Михаила Афанасьевича Булгакова и вашего покорного слуги стоит, хотя бы потому, что их и мое творчество демонстрирует любопытные образцы сочетания бытовых и фантастических элементов, сочетания, подчиненного определенным философским замыслам.

Однако без каббалиста и каббалистики нам пока не обойтись, ибо с их помощью мы сможем еще раз столкнуться с неутомимым странником Агасфером.

– Вот он! – неожиданно закричал каббалист. – Ах, негодник! Целых восемь дней тащился в Испанию из Африки!
Миг спустя Агасфер был в нескольких шагах от него.

– Ну, как?.. Имею ли я еще право на дочерей Соломоновых?

– Никоим образом! – гаркнул Агасфер. – Ты не только утратил всякое право на них, но даже всю власть, какой обладал над духами выше двадцать второй ступени. Очень надеюсь, что вскоре ты лишишься и той власти надо мной, которой коварно достиг.

Каббалист на минуту задумался, после чего произнес:

– Тем лучше, я пойду по стопам своей сестры. Как-нибудь в другой раз поговорим об этом подробнее, а пока, уважаемый странник, расскажи о своей жизни все правдиво и ясно.

И вот, что нам для начала было поведано.

Семейство Агасфера принадлежало к числу тех, которые служили первосвященнику Анании, верховному жрецу иерусалимского храма, переселившемуся в середине второго тысячелетия до нашей эры с группой своих единомышленников в Нижний Египет и обосновавшемуся там вблизи Гелиополиса. Деда Агасфера звали Гискиас. Когда прославленная Клеопатра, последняя царица Египта (51–30 годы до н. э.) из династии Птолемеев, сочеталась браком с братом своим Птолемеем Дионисом, Гискиас поступил к ней на службу в качестве придворного ювелира. Кроме того, ему было доверено приобретение для нужд двора дорогих материй и нарядов, а также должность главного распорядителя придворных празднеств.

Все приключения предков Агасфера, а также его собственные приключения нанизываются на ниточку, которая в конце концов обрывается, оставляя читателя в недоумении. Одна история порождает другую, другая – третью, но завершенного сюжета мы не находим. На Западе такой жанр получил название «шкатулочного романа» (одна шкатулка заключена в другую, другая – в третью и т. д.).

Польский историк и публицист Михаил Балиньский писал в XIX веке: «В первом ряду ученых людей XVIII века в Европе в качестве историка находится вне всякого сомнения граф Ян Потоцкий».

Ян Потоцкий родился 8 марта 1761 года в Пикове под Винницей в семье графа Юзефа Потоцкого. Вместе со своим младшим братом Северином он провел годы юности в Женеве и Лозанне, где получил разностороннее образование. Затем были годы обучения в Венской военно-инженерной академии.

В 1783 году Ян Потоцкий женился на княжне Юлии Любомирской, дочери великого коронного маршала Станислава и племянницы князя Адама Казимежа Чарторыского, генерала земель подольских, писателя, а также крупного политического деятеля.

С юных лет Ян Потоцкий был зачарован духом странствий. Состоя юношей в рядах армии Священной Римской империи, он побывал в Италии, Сицилии, на Мальте и в Тунисе. Вскоре после возвращения из средиземноморского путешествия Потоцкий отправляется в Турцию и Египет, а затем некоторое время живет в Голландии и Франции.

Перу Потоцкого принадлежит сочинение «Путешествие в Турцию и Египет», написанное в эпистолярном жанре. Здесь впервые затрагивается тема Востока, которой он оставался верен всю свою последующую жизнь.
В 1797–1798 годах Потоцкий совершает путешествие в Астрахань и на Кавказ.

В чине тайного советника Российской империи наш неутомимый путешественник направляется на Дальний Восток в составе дипломатической миссии графа Ю. А. Головкина, возглавляя посольскую научную экспедицию. Официальной целью миссии являлось извещение маньчжурского императорского дома о вступлении на трон Александра I.

Это посольство постигла неудача. Еще в Урге, столице Тартарии, как тогда называли Монголию, цинские чиновники потребовали от посла исполнить унизительную церемонию коленопреклонения перед табличкой с именем императора. Посол ответил отказом. В результате дипломаты вынуждены были возвратиться в Россию.
2 декабря 1815 года Потоцкий вызвал своего капеллана и велел ему благословить серебряный шарик. Затем он удалился в библиотеку, вложил этот шарик в ствол пистолета и выстрелил себе в висок. О причинах этого во многом загадочного самоубийства спорят до сих пор.

© 2000- NIV