Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "1900"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мацевич А. А.: Шведская литература
Входимость: 6. Размер: 49кб.
2. Мокульский С.: Жан Расин
Входимость: 5. Размер: 24кб.
3. Английская литература (Краткая литературная энциклопедия). Литература эпохи империализма.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
4. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 4. Размер: 36кб.
5. Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Норвежская литература
Входимость: 4. Размер: 34кб.
6. Мокульский С.: Мольер
Входимость: 3. Размер: 54кб.
7. Саруханян А. П.: Ирландская литература
Входимость: 3. Размер: 23кб.
8. Немецкая литература. Энциклопедия «Кругосвет»
Входимость: 3. Размер: 59кб.
9. Писатели Франции. Р. Грачев. Антуан Де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
10. Драма. Литературная энциклопедия. Библиография
Входимость: 3. Размер: 18кб.
11. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Жан Жироду
Входимость: 3. Размер: 59кб.
12. Писатели Франции. Т. Хмельницкая. Жак Превер (Род. в 1900 г.)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
13. Первушин А.: Битва за луну - правда и ложь о «лунной гонке». Фрагмент
Входимость: 3. Размер: 121кб.
14. Войтеховия Р. Рецепция образа психеи в культуре XV -XX веков.
Входимость: 2. Размер: 98кб.
15. Томашевский Б.В.,Вольперт Л.И.: РАСИН (Racine) Жан–Батист (1639–1699)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
16. Балашов Н. На пути к не открытому до конца Кальдерону. Балашов Н. Как сложилось это издание.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
17. Данчев В. В.: Хофт Питер Корнелис
Входимость: 2. Размер: 5кб.
18. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Входимость: 2. Размер: 8кб.
19. Английская литература (Энциклопедия «Кругосвет»)
Входимость: 2. Размер: 118кб.
20. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle, 1859-1930)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
21. Финская литература. Литературная энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
22. Плавскин З. И.: Португальская литература
Входимость: 2. Размер: 25кб.
23. Нидерландская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 2. Размер: 24кб.
24. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. После 1918.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
25. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Ретиф де ла Бретонн. «Совращенная крестьянка»
Входимость: 2. Размер: 35кб.
26. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Пеги
Входимость: 2. Размер: 38кб.
27. Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Датская литература
Входимость: 2. Размер: 31кб.
28. Коган П. С.: Английская литература
Входимость: 2. Размер: 46кб.
29. Скандинавские литературы. Литературная энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 100кб.
30. Пронин В.А. Искусство и литература. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
Входимость: 2. Размер: 129кб.
31. Неклюдова М.: Cпасти безумный XVII век
Входимость: 2. Размер: 55кб.
32. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Современная литература.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
33. Пронин В.А. Искусство и литература. XIX век: романтизм, критический реализм, декаданс, импрессионизм
Входимость: 1. Размер: 81кб.
34. Писатели Франции. С. Донская. Сирано Де Бержерак (1619—1655)
Входимость: 1. Размер: 22кб.
35. Пустовит А.В. История европейской культуры. 2.1. Введение.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
36. Финская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 1. Размер: 18кб.
37. Узин В.: Кальдерон де ла Барка
Входимость: 1. Размер: 12кб.
38. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Ральф Фокс и становление теории социалистического реализма
Входимость: 1. Размер: 19кб.
39. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Литературная периодика.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
40. Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум. Заочное практическое занятие. Американская литература ХХ века
Входимость: 1. Размер: 8кб.
41. Пустовит А.В. История европейской культуры. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра (фрагмент).
Входимость: 1. Размер: 3кб.
42. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Луи Арагон. «Гибель Всерьез»
Входимость: 1. Размер: 17кб.
43. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. Революционная и пролетарская литература Германии
Входимость: 1. Размер: 37кб.
44. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Марсель Пруст
Входимость: 1. Размер: 60кб.
45. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Жюль Мишле
Входимость: 1. Размер: 16кб.
46. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Оскар Уайльд (Oscar Wilde, 1854-1900)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
47. Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века). Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
48. Мильтон Джон. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
49. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 1. Размер: 76кб.
50. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Антуан де Сент-Экзюпери
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мацевич А. А.: Шведская литература
Входимость: 6. Размер: 49кб.
Часть текста: и др. Самый значит. памятник религ. лит-ры — дидактич. «Откровения святой Биргитты» относится к 14 в. В отличие от религ. лит-ры, областные уложения законов (записаны в 13—14 вв.) с древними традициями связаны прочнее. В нач. 14 в. появились историч. хроники («Хроника Эрика»), а также куртуазная поэзия, лучший памятник к-рой — «Песни Эвфемии», представляющие собой переработку рыцарских легенд. В 15 в. в результате борьбы против дат. господства возникла патриотич. поэзия — «Песнь о свободе» и «Песнь о верности» епископа Томаса Симонссона из Стренгнеса (ум. 1443). Нар. баллады и песни («Баллада о Тидемане»), распространявшиеся в 13—14 вв., сохранились до нач. 16 в. Первые записи сделаны в конце 16 — нач. 17 вв. В 16 в., в период образования нац. швед. гос-ва, воздействие европ. Возрождения и Реформации, хотя и ограниченное в области культуры монополией дворянства и духовенства, вызвало известный подъем и утверждение принципов гуманизма. Важнейшее историко-лит. значение имели произв. вождя швед. Реформации Олауса Петри (1493—1552): перевод на швед. яз. Библии (т. н. «Библия Густава Васы», 1540—41), «Шведская хроника» и др. Он также явился основоположником совр. швед. лит. языка. Значит. историч. и лит. интерес сохраняют письма и речи короля...
2. Мокульский С.: Жан Расин
Входимость: 5. Размер: 24кб.
Часть текста: к дяде, викарию Сконену (1661). Но расчеты сделать из Р. духовное лицо не оправдались; он сочетал занятия богословием с изучением Гомера, Пиндара, Вергилия и Петрарки, не оставляя и сочинение светских стишков. В 1663 Р. вернулся в Париж, где вел рассеянный образ жизни в обществе Лафонтена, Мольера и Буало, который стал уже тогда его лучшим другом. Блестящие оды («Sur la convalescence du roi», 1663, «La renommee aux muses», 1664) открыли Расину доступ ко двору. Еще больше укрепили его репутацию в придворных сферах трагедии «La Thebaide» (Фиваида, 1664), написанная под влиянием Корнеля и Ротру, и особенно «Alexandre le Grand» (Александр Великий, 1665), в которой молодой Людовик XIV узнал себя в образе великодушного и галантного македонского царя. Работа в театре явилась причиной окончательного разрыва Р. с янсенистами, которые подобно английским пуританам аскетически отрицали театр и устами своего вождя Николя называли драматургов «публичными отравителями не тел, но душ верных христиан». Приняв на свой счет выпад Николя, Расин написал в ответ два ядовитых письма против янсенистов (1666), выдержанных в манере «Провинциальных писем» Паскаля. В том же году произошел разрыв Р. с Мольером, вызванный тем, что...
3. Английская литература (Краткая литературная энциклопедия). Литература эпохи империализма.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: и жизненных обстоятельств. Трагич. колорит романов Харди сочетается с редкой для англ. прозы поэтичностью. Писатель колеблется в определении причин гибели своих героев. В нек-рых романах появляется понятие таинств. рока, якобы тяготеющего над людьми. Но при всем том основа творчества Харди — реалистическая. С. Батлер (1835—1902), выступивший еще в 1872 со смелой и остроумной сатирой на совр. Англию, создал роман, полный такой ненависти к бурж. ханжеству («Жизненный путь», ок. 1885, изд. 1903), что опубликование его стало возможным только после смерти писателя. Под влиянием франц. натурализма возникает англ. натуралистич. роман. Дж. Гиссинга (1857—1903) и Дж. Мура (1857—1933), к-рые ввели в лит-ру описание темных сторон жизни, что было под негласным запретом в офиц. «викторианской» Англии. Одновременно в противовес натурализму возникает неоромантич. приключенческий роман, крупнейшим мастером к-рого был Р. Стивенсон (1850—94), автор «Острова сокровищ» (1883). Большую популярность приобретают псевдоисторич. романы Р. Хаггарда (1856—1925), в т. ч. «Копи царя Соломона» (1885), «Клеопатра» (1889) и др. А. Конан-Дойль (1859—1930) выступает с детективными романами, образцами развлекательной лит-ры, почти лишенной социальных проблем. Новая эпоха ...
4. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 4. Размер: 36кб.
Часть текста: голл. бурж. республики (1579) понятие «Голландская литература» относится лишь к этой стране (в совр. Бельгии наряду с лит-рой на франц. яз. развивается флам. лит-ра). Литература средневековья. Древнейшим лит. памятником на нидерл. яз. считают т. н. Каролингские псалмы (9 в.). С процессом роста и усиления христ. церкви развивалась в монастырях лат. письменность. Создателем куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-рах был Генрих фон Вельдеке (ок. 1140—1200). К нач. 13 в. благодаря росту торговли нидерл. города становятся крупными экономич. центрами, эволюция к-рых обусловила возникновение общенац. лит-ры. В Нидерландах, граничивших с Францией, появилось немало франц. рыцарских романов, повествующих о Карле Великом или повторяющих романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (см. Артуровские легенды). Подлинно национальной Н. л. становится лишь после обработки на голл. яз. «Песни о Рейнарде» (т. е. Рейнеке-лисе) (ок. 1250). Автор ее — священник, называющий себя Виллем, — явный противник феодализма; лев, медведь, волк и др. звери, оставляемые в дураках хитроумной лисой, — карикатуры на рыцарей, а Рейнард воплощает бюргерское сословие с характерным для него пониманием жизни. Творчество выдающейся поэтессы Хадевейх (ок. 1200—69), знатной дамы, возглавлявшей общество молодых аристократок, носило мистич. характер. Крупным представителем бюргерской дидактич. лит-ры этого периода был Якоб ван Марлант (до 1235 — ок. 1300). Его «Цветы природы» — обозрение естественнонауч. представлений того времени, а «Историческое зеркало» — книга о древней истории и Нидерландах. В назидат. стихотв. диалогах «Первый Мартин» и «Второй Мартин» содержится глубоко нар. идея о том, что «мое» — «твое» — причина зла в мире, изобличается безнравственность знати; в произв. «Жалоба...
5. Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Норвежская литература
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Часть текста: (Браги Боддасон и др.). Норвежцы создавали скальдич. произв. и в более позднее время («Песня о Харальде» Торбьерна Хорнклови, «Песня о Хаконе» Эйвинда Финсона и др.). Сохранившиеся памятники чисто норв. происхождения связаны с развивающимся феод. строем и христианством. Наиболее значительные из них относятся к 13 в.: поэма «Сонное видение», описывающая загробный мир, и дидактич. диалог «Королевское зерцало». На норв. яз. создаются и местные уложения законов, религ. и историч. лит-ра. Дальнейшее развитие Н. л. было подорвано упадком страны, превратившейся после Кальмарской унии (1397—1523) в дат. колонию. Лит. языком в Норвегии становится дат. яз. Первая типография возникает лишь в 17 в. В 14—16 вв. существенные сдвиги происходят только в фольклоре; важнейшим новым жанром, широко распространившимся в Норвегии, была нар. баллада. Она создается частично как перевод и переработка баллады др. народов, но ряд произв. этого жанра носит чисто норв. характер (иногда к нар. песням относят и «Сонное видение»). Первые записи нар. баллад были сделаны еще в...
6. Мокульский С.: Мольер
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец М. был придворным обойщиком и камердинером короля. М. воспитывался в модной иезуитской школе - Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский яз. философскую поэму Лукреция "О природе вещей" (перевод утерян). По окончании коллежа [1639] М. выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и М. избрал профессию актера. В 1643 М. стал во главе "Блистательного театра" (Illustre Théâtre). Мнивший себя трагическим актером, М. играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним "М."). Когда труппа распалась, М. решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном. Юношеские скитания М. по французской провинции [1645-1658] в годы гражданской войны - Фронды - обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650 М. заступает Дюфрена, возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы М. и явился стимулом к началу его драматургической...
7. Саруханян А. П.: Ирландская литература
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Часть текста: средние века развиваются профессиональные поэтич. школы бардов. Покорение Ирландии англо-ирл. баронами, начавшееся в конце 12 в., угрожало ирл. культуре. Однако в ходе освободит. борьбы складывалась ирл. нация, формировалось общенац. самосознание. Патриотич. тема прозвучала уже в поэзии бардов, в 14 в. — в творчестве Гофрей Фионна О’Далей (ум. 1387), позднее — у поэта Тад Дал О’Хуигина (1550—91). Во время религ. войн эпохи Реформации в католич. Ирландии усиливается религ. поэзия, принявшая ярко выраженную патриотич. окраску. Характерным жанром в 15—16 вв. стала нар. баллада, в к-рой рассказывалось о борьбе представителей кланов с англ. завоевателями. До конца 18 в. баллады сохранялись в устной передаче, поэтому они дошли до нас в сильно переработанном виде. Наиболее интересной фигурой И. л. конца 16 — нач. 17 вв. был Дж. Китинг (1570? — 1646?). Его «История Ирландии» стала для своего времени образцом ирл. лит. языка. Общенац. значение имела его патриотич. поэзия. После окончат. покорения Ирландии Англией в 17 в., в связи с систематич. уничтожением памятников ирл. культуры, особое значение приобрела устная нар. традиция, на основе к-рой с конца 18 в. рождается новая лит-ра, но уже преим. на англ. яз. Попытка уничтожить ирландцев как нацию была обречена на провал в силу воли народа к борьбе и «огромной гибкости ирландской расы», к-рую отметил Ф. Энгельс: ирландцы «... чем больше усваивали английский язык и забывали свой собственный, тем больше становились ирландцами» (Архив Маркса и Энгельса, т. 10, 1948, с. 104). С другой стороны, мн. писатели, ирландцы по рождению или по воспитанию, как Дж. Свифт, вошли в англ. лит-ру, обогатив ее своим творчеством. Среди них — О. Голдсмит, Р. Шеридан, Л. Стерн, Т. Мур, Б. Шоу и др. Особенно тесно связаны с жизнью ирл. народа имена Свифта и Мура, для к-рых большое значение имело ...
8. Немецкая литература. Энциклопедия «Кругосвет»
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Часть текста: период заканчивается ок. 1050, а перевод Библии, выполненный М. Лютером в 1534, знаменует начало третьего периода. Древневерхненемецкий период. О литературе германских племен доримского и дохристианского времени известно очень мало. Палеографические свидетельства той эпохи – отдельные рунические надписи на скалах. Песенное и иное литературное творчество германских племен существовало лишь в изустной традиции. Не дошедшая до нас ранняя германская поэзия предположительно была аллитерационной, ее темы – подвиги великих героев, реальных и мифических. Самый древний из сохранившихся памятников германоязычной литературы – перевод Библии на готский язык, выполненный епископом Ульфилой (ум. ок. 383). С лингвистической и с богословской точки зрения перевод весьма любопытен, но о собственно готской литературе не говорит практически ничего. Проникновение христианства на территорию нынешней Германии относится к 7 в., когда западные миссионеры основали монастыри Сант-Галлен и Фульда, которые стали центрами германской культуры. Обращенные германцы изучали там латынь, осваивали чтение и письмо. Большинство литературных произведений этой эпохи носит религиозный характер (молитвы, катехизис и т. д.) или являются переводами с латыни. Огромную просветительскую роль сыграл император Карл Великий (742–814), который всячески поощрял литературное творчество (эпоха т. н. Каролингского возрождения). В Фульдском монастыре сохранился единственный значительный памятник древневерхненемецкой поэзии – Песнь о Хильдебранте (Hildebrandslied, ок. 800), где анонимный автор в диалогической форме повествует о стычке отца (Хильдебранта) и сына (Хадубранта) – воинов-избранников двух противоборствующих армий....
9. Писатели Франции. Р. Грачев. Антуан Де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: скрытый от сознания до поры до времени. Однажды эта пора пришла. Поэт потребовал выхода. А у молодого Антуана не было ничего за душой, что могло бы помочь родиться поэту. Он решил стать морским офицером, учил математику, просил маму прислать ему шнурки и модную шляпу, обедал у аристократической кузины. Он писал уже сочинение на вступительном экзамене в Эколь Наваль, когда его поэт толкнул его за руку и повел перо. «Расскажите о впечатлениях воина, вернувшегося с войны» — такова была тема сочинения. «Я не был на войне,— написал Антуан,— и не хочу говорить понаслышке». Морская карьера на этом кончилась. Так впервые поэт проявился в Антуане через действие, и с той поры, начав действовать, он уже не мог остановиться: он действовал, действовал, потом воспевал действие, потом снова действовал до тех пор, пока не начал спорить со своим действием, положив начало Экзюпери-поэту, умудренному опытом буйного XX века. Но в этот самый момент тот, кто действовал в Антуане, толкнул его туда, откуда не возвращаются. И мы еще сами не осознали до конца, кого потеряли в предпоследний год второй мировой войны... У него было слишком спокойное детство, и поэтому крайне медленное, слепое и мучительное развитие. Жизнь в буржуазной Франции уже давно была устроена будто бы нарочно против поэтов: ему предлагали службу, коммерческую деятельность, легкий литературный успех, ему подставляли комфорт, социальные преимущества — словом, век обрушился на него всеми своими средствами, предназначенными для того, чтобы заменить духовную жажду, свойственную человеку-поэту. Почти все кругом него знали, ...
10. Драма. Литературная энциклопедия. Библиография
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Часть текста: др. изд.); Аверкиев Д. В., О драме, изд. 2-е, А. С. Суворина, СПБ., 1907; Пшибышевский Ст., О драме и сцене, альманах "Театр", изд. "Шиповник", СПБ., 1908; Мейерхольд В., О театре, СПБ., 1913; Андреев Л., Письма о театре, журн. "Маски", 1913, и в кн. 22 альм. "Шиповник", СПБ., 1914; Каррьер М., Исторический очерк развития драмы, перев. В. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1893, I—IV; Его же, Драматическая поэзия, перев. В. А. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1892, VII—X, и отд., СПБ., 1898; Штейгер Э., Новая драма, СПБ., 1902; Морозов П. О., История европейской сцены, изд. ТЕО Наркомпроса, П., 1919; Волькенштейн В., Драматургия, М., 1923 (изд. 2-е, М., 1929); Луначарский А. В., Театр и революция, Гиз, М., 1924; Маца И., Искусство современной Европы, Гиз, М. — Л., 1926, стр. 97—115; Яковлев М., Теория драмы, Л., 1927. На иностр. яз.: Diderot D., De la poésie dramatique, Œuvres, v. 4, 1800; v. 7, 1875; Schiller F., Die Schaubuhne als eine moralische.Anstalt, 1784 (Werke, В. XII, 1894); Schlegel A. W., Vorlesungen uber dramatische Kunst und Literatur, 1811; Tieck, Dramatische Blatter, 2 Bde, 1826; Borne L., Gesammelte Schriften, 5 Bde, 1840; Rotscher H. T., Kunst der dramatischen...