Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "1912"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Финская литература. Литературная энциклопедия.
Входимость: 6. Размер: 43кб.
2. Драма. Литературная энциклопедия. Библиография
Входимость: 5. Размер: 18кб.
3. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. После 1918.
Входимость: 5. Размер: 36кб.
4. Скандинавские литературы. Литературная энциклопедия.
Входимость: 5. Размер: 100кб.
5. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Период 1848—1918.
Входимость: 4. Размер: 24кб.
6. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. До империалистической войны
Входимость: 4. Размер: 45кб.
7. Мацевич А. А.: Шведская литература
Входимость: 4. Размер: 49кб.
8. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Литература периода 1870—1918.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
9. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 3. Размер: 36кб.
10. Половинкина О. "Родственность Гюисмансу". Джон Донн и "конец века"
Входимость: 3. Размер: 66кб.
11. Мокульский С.: Итальянская литература. Часть 7
Входимость: 3. Размер: 15кб.
12. Мокульский С.: Мольер
Входимость: 2. Размер: 54кб.
13. Саруханян А. П.: Ирландская литература
Входимость: 2. Размер: 23кб.
14. Финская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 2. Размер: 18кб.
15. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Вирджиния Вулф (Virginia Woolf, 1882-1941)
Входимость: 2. Размер: 25кб.
16. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. Революционная и пролетарская литература Германии
Входимость: 2. Размер: 37кб.
17. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 2. Размер: 76кб.
18. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Ромен Роллан
Входимость: 2. Размер: 57кб.
19. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 1885-1930)
Входимость: 2. Размер: 30кб.
20. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. Период классицизма
Входимость: 1. Размер: 15кб.
21. Ошис В. В.: Лёйкен
Входимость: 1. Размер: 2кб.
22. Писатели Франции. К. Долинин. Анатоль Франс (1844-1924)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
23. Немецкая литература. Энциклопедия «Кругосвет»
Входимость: 1. Размер: 59кб.
24. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Жан Кокто
Входимость: 1. Размер: 50кб.
25. Барт Р.: Из книги «О Расине». Примечания
Входимость: 1. Размер: 42кб.
26. Узин В.: Кальдерон де ла Барка
Входимость: 1. Размер: 12кб.
27. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1856-1950)
Входимость: 1. Размер: 30кб.
28. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Литературная периодика.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
29. Морозов А. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». Переводы «Симплициссимуса»
Входимость: 1. Размер: 4кб.
30. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Анатоль Франс. Юмор и чувство меры
Входимость: 1. Размер: 18кб.
31. Английская литература (Энциклопедия «Кругосвет»)
Входимость: 1. Размер: 118кб.
32. Писатели Франции. М. Тахо-Годи. Ромен Роллан (1866-1944)
Входимость: 1. Размер: 39кб.
33. Веселовский А.Н.: Мольер (страница 5)
Входимость: 1. Размер: 33кб.
34. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Эдвард Морган Форстер (Edward Morgan Forster, 1879-1970)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
35. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. 1849—1855 гг
Входимость: 1. Размер: 21кб.
36. Михальчи Д.: Тассони
Входимость: 1. Размер: 4кб.
37. Д.Д. Благой. Джон Беньян, Пушкин и Лев Толстой
Входимость: 1. Размер: 69кб.
38. А.Н.Горбунов. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших современников. Страница 13
Входимость: 1. Размер: 19кб.
39. Шиллер Ф.: Вондель
Входимость: 1. Размер: 5кб.
40. Джон Донн. Поединок со смертью
Входимость: 1. Размер: 30кб.
41. Нидерландская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 1. Размер: 24кб.
42. Томашевский Н. Б.: Кальдерон де ла Барка
Входимость: 1. Размер: 11кб.
43. Мокульский С.: Итальянская литература. Часть 6
Входимость: 1. Размер: 20кб.
44. Карху Э. Г.: Финская литература
Входимость: 1. Размер: 30кб.
45. Кабанова И.В. Зарубежная литература. “Превращение” Ф. Кафки
Входимость: 1. Размер: 10кб.
46. Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Датская литература
Входимость: 1. Размер: 31кб.
47. Коган П. С.: Английская литература
Входимость: 1. Размер: 46кб.
48. Б. Томашевский. Пушкин и Лафонтен. Примечания
Входимость: 1. Размер: 25кб.
49. Пронин В.А. Искусство и литература. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
Входимость: 1. Размер: 129кб.
50. Морозов А. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». 7. Источники
Входимость: 1. Размер: 39кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Финская литература. Литературная энциклопедия.
Входимость: 6. Размер: 43кб.
Часть текста: Швеции. Кроме того церковь и феодальная система ставили преграды культурному развитию. Издавалась только религиозная лит-ра силами церкви, монастырей и дворянства. Ф. л. начала развиваться лишь в XIX в., в период роста капиталистических отношений в стране. В то время в Финляндии сложилось национальное движение, отразившееся в лит-ре, к-рая играла в этой борьбе активную роль. Лит-ым стилем Ф. л. первой половины XIX в. был романтизм, пронизанный национально-освободительными тенденциями. Идейно Ф. л. этого времени была направлена как против шведского дворянства, занимавшего привилегированное положение в стране, так и против преград, к-рые ставились царизмом. (В 1809 Финляндия вошла в состав России.) В среде писателей-романтиков наметился значительный интерес к национальному прошлому, а также к народному искусству. Начался сбор и издание фольклорного материала. В 30-х и 40-х гг. были изданы: карельский эпос « Калевала» (см.), «Кантелетар», сборники сказок, заклинаний, загадок, пословиц и т. д., к-рыми была создана как языковая, так и художественная основа для развития художественной литературы. Уже Г. Г. Портан (Henrik Gabriel Porthan, 1739—1804) пробудил интерес к финскому народному творчеству, а З. Топелиусом старшим (Zachris Topelius, 1781—1831) был издан первый сборник образцов народного творчества. Последователи Э. Леннрота (Elias Lonnrot, 1702—1884), издавшего «Калевалу» (1835), «Кантелетар» (1840—1841) и другие, сосредоточились на изучении древней Ф. л. и фольклора. Для пропаганды патриотически-национальных идей стал издаваться календарь «Aura» (1817—1818) и журнал «Мехиляйнен» (Mehiläinen, 1819—1823), в к-рых выставлялось требование сделать финский язык государственным языком. Однако эпоха...
2. Драма. Литературная энциклопедия. Библиография
Входимость: 5. Размер: 18кб.
Часть текста: и в кн. 22 альм. "Шиповник", СПБ., 1914; Каррьер М., Исторический очерк развития драмы, перев. В. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1893, I—IV; Его же, Драматическая поэзия, перев. В. А. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1892, VII—X, и отд., СПБ., 1898; Штейгер Э., Новая драма, СПБ., 1902; Морозов П. О., История европейской сцены, изд. ТЕО Наркомпроса, П., 1919; Волькенштейн В., Драматургия, М., 1923 (изд. 2-е, М., 1929); Луначарский А. В., Театр и революция, Гиз, М., 1924; Маца И., Искусство современной Европы, Гиз, М. — Л., 1926, стр. 97—115; Яковлев М., Теория драмы, Л., 1927. На иностр. яз.: Diderot D., De la poésie dramatique, Œuvres, v. 4, 1800; v. 7, 1875; Schiller F., Die Schaubuhne als eine moralische.Anstalt, 1784 (Werke, В. XII, 1894); Schlegel A. W., Vorlesungen uber dramatische Kunst und Literatur, 1811; Tieck, Dramatische Blatter, 2 Bde, 1826; Borne L., Gesammelte Schriften, 5 Bde, 1840; Rotscher H. T., Kunst der dramatischen Darstellung, 3 Bde, 1841—1846; Zola E., Le naturalisme au théâtre, 1881; Его же, Nos auteurs dramatiques (русск. перев., "Вестн. Европы", 1879, I); Его же, Le roman experimental (русск. перев., там же, 1879, IX); Faguet Emile, Drame ancien, drame moderne, P., 1898; Dehmel R., Tragik und Drama, Werke, 9...
3. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. После 1918.
Входимость: 5. Размер: 36кб.
Часть текста: В отличие от натурализма, импрессионизма, неоромантизма, — течений, к-рые возникали в Н. л. на первых порах под влиянием заруб. первоисточников, экспрессионизм зародился именно на нем. почве, в нем. живописи, лит-ре, театре. Экспрессионисты выдвигали на первый план принцип «выражения» в ущерб принципу познания. Вокруг экспрессионистских журн. «Aktion» («Действие»), «Sturm» («Буря»), «Weisse Blatter» («Белые листки») группировались гл. обр. молодые литераторы, испытывавшие глубокое отвращение к нем. бурж. действительности, к духу стяжательства, шовинизма и милитаризма, отвергавшие снобистские теории «иск-ва для иск-ва». Они испытывали влияние самых разных философ. взглядов — Ф. Ницше, Э. Гуссерля, Ч. Дарвина, Э. Маха; своими лит. предшественниками они объявляли поэтов и драматургов «Бури и натиска», Ф. Гёльдерлина, Х. Д. Граббе, Г. Бюхнера, Ф. М. Достоевского, Ш. Бодлера, Ф. Ведекинда. В мятежно патетич. стихах Бехера и в нарочито жестоких стихах о кошмарах большого города, о смерти, уродствах, отчаянии, характерных для сб-ков «Вечный день» (1912) Г. Хейма (1887—1912) и «Морг» (1912) Г. Бенна (1886—1956), в поэзии трагич. одиночества австрийца Г. Тракля (1887—1914) ведущими становятся те черты, к-рые затем назовут экспрессионистскими. Это — лирич. риторика, напряженная до экзальтации, пренебрегающая всеми прежними нормами стилистики, версификации, синтаксиса и обычной логики,...
4. Скандинавские литературы. Литературная энциклопедия.
Входимость: 5. Размер: 100кб.
Часть текста: и в гораздо большем количестве из исландских рукописей XII—XIV вв. Из числа первых очень древним является небольшое стихотворение, повидимому об остготском короле Теодорике (в рунах — Pianoko), в надписи на Рекском камне (Rök, Швеция; ок. 900 г.). К эпохе ок. 1000 г. относятся надписи на большом хеллестадском камне (Ю. Швеция, старая датская территория), на камне около Карлеви (о-в Эланд), на камне близ Хёгью (Швеция) и некоторые другие, также содержащие стихотворные строки. Эти и подобные им шведские надписи XI—XII вв. как будто свидетельствуют о том, что поэзия, близкая по своему характеру к норвежско-исландской, существовала и в восточной Скандинавии, хотя некоторые стихотворения на рунических камнях Швеции возможно и принадлежат исландцам (очень вероятно напр., что посвященная погибшему датскому вождю надпись на камне близ Карлеви произведение исландского скальда из дружины этого вождя). Во всяком случае более полное развитие скандинавская поэзия раннего средневековья получила на западе — в Норвегии и...
5. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Период 1848—1918.
Входимость: 4. Размер: 24кб.
Часть текста: и образования Германской империи. После 1848—49 и до конца 80-х гг. Н. л. утрачивает мировое значение, какое она имела на протяжении ста лет — от Лессинга до Гейне. В ней уже не находят глубокого отражения гуманистич. проблемы и социальные конфликты всемирно-историч. характера, все заметнее сказываются провинц. ограниченность духовных горизонтов, филистерское верноподданничество и аполитичность в сочетании с великодержавными националистич. и милитарист. идеями. Усиливается влияние различных направлений бурж. философии и обществ. мысли на лит-ру. Именно после 1848 идейным оракулом мн. нем. писателей становится А. Шопенгауэр (1788—1860), чья пессимистич. и антиинтеллектуалистская философия до того не пользовалась вниманием современников. Историки антич. мира И. Г. Дройзен и Т. Моммзен выступают глашатаями имперских, великодержавных идей. Одновременно с историком культуры Я. Буркхардтом (1818—97) они утверждают сильную личность завоевателя, властителя, авантюриста. Эти тенденции и мотивы соединились во взглядах Ф. Ницше (1844—1900) с его мифом о «сверхчеловеке» и утверждением «воли и власти» как высшего закона существования. Годы 1848—49 оказались переломной вехой в творч. развитии ряда писателей. Так, существенно изменилась трактовка осн. конфликта в творчестве Ф. Хеббеля (1813—63) — конфликта личности и об-ва. В его реалистич. драме «Мария Магдалина» (1844) показана историч. изжитость патриарх. уклада жизни и бесчеловечность связанных с ним моральных догм. В произв. Хеббеля 50-х гг. слышатся уже др. ноты. В трагедии «Агнесса Бернауэр» (1851) драматург утверждал примат гос. «целесообразности» на основе сословного неравенства. В драме «Гиг и его кольцо» (1856) философия неприкосновенности традиц. обычаев и вековечных порядков выражена в призыве «никогда не нарушать сна мира». В драме «Наследственный...
6. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. До империалистической войны
Входимость: 4. Размер: 45кб.
Часть текста: л., к-рый отражает господство монополистического капитала — империализм как новую и высшую стадию капитализма, когда «достигает громадных размеров» «отделение собственности на капитал от приложения капитала к производству, отделение денежного капитала от промышленного или производительного, отделение рантье, живущего только доходом с денежного капитала, от предпринимателя и всех непосредственно участвующих в распоряжении капиталом лиц». «Преобладание финансового капитала над всеми остальными формами капитала означает господствующее положение рантье и финансовой олигархии, означает выделение немногих государств, обладающих финансовой „мощью“, из всех остальных». Зарвавшаяся паразитическая буржуазия является организатором империалистич. войн. При развитии монополистического капитализма, при его больших прибылях, выжимаемых из пролетариата своей страны и из угнетенных колониальных стран, широко используется возможность подкупа буржуазией верхушечных слоев рабочего класса. Все характерные особенности эпохи империализма в их конкретных исторических формах должны быть раскрыты в их конкретной действенности при рассмотрении немецкой литературы этого периода, отобразившей классовую борьбу эпохи и игравшей роль активного фактора в этой борьбе. Особенности капиталистического развития в Германии, то, что Ленин называл «прусским путем», сказываются также в эпоху империализма и обусловливают конкретное развитие лит-ры. Попрежнему большую роль играет юнкерство, к-рое новая империалистическая буржуазия использует для проведения своей реакционной политики. Поэтому лит-ра верхушечных слоев буржуазного общества в Германии во время становления империализма и в первую половину эпохи до мировой войны носит в большой мере дворянско-юнкерский отпечаток, хотя и порождена новой эпохой финансового капитала. Ленин характеризует немецкую буржуазию словами: «В Пруссии, и в Германии вообще, помещик не...
7. Мацевич А. А.: Шведская литература
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Часть текста: лит-ры, областные уложения законов (записаны в 13—14 вв.) с древними традициями связаны прочнее. В нач. 14 в. появились историч. хроники («Хроника Эрика»), а также куртуазная поэзия, лучший памятник к-рой — «Песни Эвфемии», представляющие собой переработку рыцарских легенд. В 15 в. в результате борьбы против дат. господства возникла патриотич. поэзия — «Песнь о свободе» и «Песнь о верности» епископа Томаса Симонссона из Стренгнеса (ум. 1443). Нар. баллады и песни («Баллада о Тидемане»), распространявшиеся в 13—14 вв., сохранились до нач. 16 в. Первые записи сделаны в конце 16 — нач. 17 вв. В 16 в., в период образования нац. швед. гос-ва, воздействие европ. Возрождения и Реформации, хотя и ограниченное в области культуры монополией дворянства и духовенства, вызвало известный подъем и утверждение принципов гуманизма. Важнейшее историко-лит. значение имели произв. вождя швед. Реформации Олауса Петри (1493—1552): перевод на швед. яз. Библии (т. н. «Библия Густава Васы», 1540—41), «Шведская хроника» и др. Он также явился основоположником совр. швед. лит. языка. Значит. историч. и лит. интерес сохраняют письма и речи короля Густава I Вазы (1523—60). Против Реформации выступил епископ-католик Юханнес Магнус (1488—1544), автор «Истории всех королей готов и свеев» — важного историографич. источника. К нач. 17 в. относится творчество родоначальника швед. драматургии Ю. Мессениуса (1579—1636), разрабатывавшего в драмах «Диса» (1611), «Белая лебедь» (1613) и др. сюжеты из швед. истории и фольклора. Ему...
8. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Литература периода 1870—1918.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Часть текста: Маццони (1859—1943). Одновременно писали поэты, развивавшие традиции романтизма, ставившие философ. проблемы: М. Раписарди (1844—1912) и А. Граф (1848—1913). В целом, однако, романтизм с его дидактич. направленностью и идеализацией действительности начал вырождаться в связи с разочарованием, постигшим передовую интеллигенцию после объединения страны и превращения ее в бурж. монархию. Ведущее течение в прозе после 1870 — веризм возник в результате стремления писателей реалистически отобразить совр. социальную действительность. В это время на И. л. оказывали влияние позитивизм и натуралистич. теория, приверженцем к-рой был в Италии писатель и критик Л. Капуана (1839—1915) и отчасти критик Ф. Де Санктис (1817—83), автор «Истории итальянской литературы», стремившийся связать лит-ру с социальными, политич., религ. и нравств. идеями об-ва в его историч. развитии. В противовес вырождавшемуся романтизму с его дидактич. направленностью, веристы уделяли внимание темным сторонам социальной жизни, изображая крест. и гор. бедноту. Несмотря на известную ограниченность, веристы сыграли в истории И. л. важную роль: они реалистически показали повседневную жизнь «маленьких людей» в ее глубоких противоречиях. Изображая быт и нравы различных итал. провинций, веристы широко использовали разговорную речь и местные диалекты и создали т. н. региональную лит-ру, стиль к-рой далек от книжного языка романтиков. Самый крупный представитель веризма — Дж. Верга (1840—1922) в лучших новеллах (сб-ки «Жизнь полей», 1880, «Сельские новеллы», 1883, и др.), романах («Семья Малаволья», 1881, и др.) и драмах («Сельская честь», 1884, и др.) изображает жизнь сицилийской деревни. Верга высмеивает духовенство, мелкое...
9. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Часть текста: Нидерландов (Голландии). Исторически связана с лит-рой, развивавшейся с древних времен на той территории, к-рая под назв. «Нидерланды» объединяла совр. Голландию, Бельгию и Люксембург. С момента образования голл. бурж. республики (1579) понятие «Голландская литература» относится лишь к этой стране (в совр. Бельгии наряду с лит-рой на франц. яз. развивается флам. лит-ра). Литература средневековья. Древнейшим лит. памятником на нидерл. яз. считают т. н. Каролингские псалмы (9 в.). С процессом роста и усиления христ. церкви развивалась в монастырях лат. письменность. Создателем куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-рах был Генрих фон Вельдеке (ок. 1140—1200). К нач. 13 в. благодаря росту торговли нидерл. города становятся крупными экономич. центрами, эволюция к-рых обусловила возникновение общенац. лит-ры. В Нидерландах, граничивших с Францией, появилось немало франц. рыцарских романов, повествующих о Карле Великом или повторяющих романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (см. Артуровские легенды). Подлинно национальной Н. л. становится лишь после обработки на голл. яз. «Песни о Рейнарде» (т. е. Рейнеке-лисе) (ок. 1250). Автор ее — священник, называющий себя Виллем, — явный противник феодализма; лев, медведь, волк и др. звери, оставляемые в дураках хитроумной лисой, — карикатуры на рыцарей, а Рейнард воплощает бюргерское сословие с характерным для него пониманием жизни. Творчество выдающейся поэтессы Хадевейх (ок. 1200—69), знатной дамы, возглавлявшей общество молодых аристократок, носило мистич. характер. Крупным представителем бюргерской дидактич. лит-ры этого периода был Якоб ван Марлант (до 1235 — ок. 1300). Его «Цветы природы» — обозрение естественнонауч. представлений того ...
10. Половинкина О. "Родственность Гюисмансу". Джон Донн и "конец века"
Входимость: 3. Размер: 66кб.
Часть текста: мода переменчива, но не случайна. Джон Донн, поэт, принадлежавший иному типу культуры, писатель достаточно давний, чтобы быть классиком, через три столетия сделался модным, а затем культовым автором, и только потом вошел в канон. Как и почему писатель, казалось бы, прочно забытый, не просто возвращается к читателю, но становится объектом поклонения? И можно ли сказать, что Донн занял место в некой “абсолютной поэтической иерархии”, установленной на все времена? Переоценка поэзии Донна была достаточно длительным процессом и заняла почти весь XIX век. В романтическую эпоху Донна вновь начинают читать, правда, немногие. С 1820-х годов о нем пишут большие литературные журналы. Затем статьи о его творчестве становятся почти обязательной составной частью популярных изданий, предназначенных для самообразования. Обвиняя Донна в причудливости, искусственности, враждебности красоте, викторианская критика тем не менее признает за ним глубину мысли. Для 1870-х Донн уже поэт, у которого “среди написанного в дурном вкусе есть и настоящая, высокая поэзия”[1] . Комментаторы единодушно указывают на 1890-е годы как на время, когда интерес к поэту резко возрастает[2] . Именно в этот период начинается формирование культа Донна, захватившего англоязычный литературный мир в 1920-х — начале 1930-х годов. 1890-м Донн виделся персонажем литературной истории, близким самой эпохе, “родственным Гюисмансу”, как однажды выразился о нем Т. С. Элиот[3] . Аналогия с Гюисмансом указывает на типологическое сходство культур, которое, по всей видимости, было причиной столь острого интереса и в то же время домысливалось, досоздавалось эпохой fin-de-siecle. Попробуем развернуть эту аналогию, чтобы ответить на два важных для разговора о литературной репутации Донна вопроса. Как именно это происходило, в какой мере Донн был понят, а в какой придуман не только...