Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "1913"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Войтеховия Р. Рецепция образа психеи в культуре XV -XX веков.
Входимость: 6. Размер: 98кб.
2. Финская литература. Литературная энциклопедия.
Входимость: 5. Размер: 43кб.
3. Английская литература (Краткая литературная энциклопедия). Литература эпохи империализма.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
4. Немецкая драматургия. Театральная Энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 65кб.
5. Пронин В.А. Искусство и литература. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
Входимость: 4. Размер: 129кб.
6. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 1885-1930)
Входимость: 4. Размер: 30кб.
7. Мокульский С.: Мольер
Входимость: 3. Размер: 54кб.
8. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Жан Кокто
Входимость: 3. Размер: 50кб.
9. Английская литература (Энциклопедия «Кругосвет»)
Входимость: 3. Размер: 118кб.
10. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Литература периода 1870—1918.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
11. Финская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 2. Размер: 18кб.
12. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Литературная периодика.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
13. Драма. Литературная энциклопедия. Библиография
Входимость: 2. Размер: 18кб.
14. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Марсель Пруст
Входимость: 2. Размер: 60кб.
15. Корнель (Литературная энциклопедия)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
16. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Поль Валери
Входимость: 2. Размер: 48кб.
17. Нидерландская литература. Энциклопедия "Кругосвет".
Входимость: 2. Размер: 24кб.
18. Мокульский С.: Итальянская литература. Часть 6
Входимость: 2. Размер: 20кб.
19. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Пеги
Входимость: 2. Размер: 38кб.
20. Скандинавские литературы. Литературная энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 100кб.
21. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Период 1848—1918.
Входимость: 2. Размер: 24кб.
22. Мокульский С.: Лафонтен
Входимость: 2. Размер: 13кб.
23. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. До империалистической войны
Входимость: 2. Размер: 45кб.
24. Морозов А. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». Примечания
Входимость: 2. Размер: 63кб.
25. Мацевич А. А.: Шведская литература
Входимость: 2. Размер: 49кб.
26. Жизнь господина де Мольера (Михаил Булгаков). Приложения
Входимость: 2. Размер: 63кб.
27. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Андре Моруа: Литературные портреты
Входимость: 1. Размер: 56кб.
28. Саруханян А. П.: Ирландская литература
Входимость: 1. Размер: 23кб.
29. Писатели Франции. С. Львов. Эжен Потье (1816-1887)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
30. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Альбер Камю
Входимость: 1. Размер: 9кб.
31. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Английская литература в период 1918-1945 годов: основные явления. Модернизм
Входимость: 1. Размер: 20кб.
32. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1856-1950)
Входимость: 1. Размер: 30кб.
33. Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия. Литературная периодика.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
34. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham, 1874-1965)
Входимость: 1. Размер: 22кб.
35. Драма. Литературная энциклопедия. Драма как поэтический род
Входимость: 1. Размер: 16кб.
36. Савченкова М.: Три единства, их происхождение и их место в драме XX века
Входимость: 1. Размер: 32кб.
37. Писатели Франции. М. Тахо-Годи. Ромен Роллан (1866-1944)
Входимость: 1. Размер: 39кб.
38. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Эдвард Морган Форстер (Edward Morgan Forster, 1879-1970)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
39. Морозов А. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». 10. Личность Симплициссимуса
Входимость: 1. Размер: 37кб.
40. Немецкая литература. Литературная энциклопедия. Революционная и пролетарская литература Германии
Входимость: 1. Размер: 37кб.
41. Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум. Заочное практическое занятие. Франц Кафка. Притчи
Входимость: 1. Размер: 31кб.
42. Карху Э. Г.: Финская литература
Входимость: 1. Размер: 30кб.
43. Коган П. С.: Английская литература
Входимость: 1. Размер: 46кб.
44. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Франсуа Мориак
Входимость: 1. Размер: 73кб.
45. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 1. Размер: 76кб.
46. Писатели Франции. Т. Хмельницкая. Поль Вайян-кутюрье (1892-1937)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
47. Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Норвежская литература
Входимость: 1. Размер: 34кб.
48. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Роже Мартен дю Гар
Входимость: 1. Размер: 42кб.
49. Пронин В.А. Искусство и литература. Античность: греческая архаика и классика, эллинизм, шедевры древнего Рима
Входимость: 1. Размер: 60кб.
50. Христенко И. С. "Дама-невидимка" Кальдерона и другие "Домовые духи" в России XVIII века
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Войтеховия Р. Рецепция образа психеи в культуре XV -XX веков.
Входимость: 6. Размер: 98кб.
Часть текста: поскольку автор считался чародеем и чернокнижником. Дж. Боккаччо обнаружил его в одном из кодексов XI века и незадолго до смерти дал свою интерпретацию истории Психеи в латинском сочинении «О генеалогии богов» (ок. 1373). Версия Боккаччо была не только толкованием, но и расширением сюжета. Историю любви Амура и Психеи предваряла и отчасти дублировала история любви ее матери, Энделехии[184], и Аполлона. Таким образом, и рождение Психеи, и ее брак с Амуром оказались промыслом бога солнца. Примечательно, что этот сюжет сразу же был включен в свадебный обрядовый цикл. Самые ранние изображения истории Психеи XV века находят на стенках флорентийских свадебных сундуков кассоне, которые, согласно обычаю, сопровождали поезд невесты и хранились в ее новом доме как символ высокого статуса и благополучия (сохранились стенки одного из кассоне, расписанные Я. дель Селлайо ок. 1473). Как пример «карнавального» остроумия можно привести барельеф М. Микелоцци (ди Бартоломео) на подножии группы «Юдифь и Олоферн» Донателло (ок. 1455–1450), спародировавшего возвышенный библейский сюжет шутовской параллелью с браком незадачливой Психеи, которая так и не смогла довести задуманное до конца — отрубить...
2. Финская литература. Литературная энциклопедия.
Входимость: 5. Размер: 43кб.
Часть текста: монастырей и дворянства. Ф. л. начала развиваться лишь в XIX в., в период роста капиталистических отношений в стране. В то время в Финляндии сложилось национальное движение, отразившееся в лит-ре, к-рая играла в этой борьбе активную роль. Лит-ым стилем Ф. л. первой половины XIX в. был романтизм, пронизанный национально-освободительными тенденциями. Идейно Ф. л. этого времени была направлена как против шведского дворянства, занимавшего привилегированное положение в стране, так и против преград, к-рые ставились царизмом. (В 1809 Финляндия вошла в состав России.) В среде писателей-романтиков наметился значительный интерес к национальному прошлому, а также к народному искусству. Начался сбор и издание фольклорного материала. В 30-х и 40-х гг. были изданы: карельский эпос « Калевала» (см.), «Кантелетар», сборники сказок, заклинаний, загадок, пословиц и т. д., к-рыми была создана как языковая, так и художественная основа для развития художественной литературы. Уже Г. Г. Портан (Henrik Gabriel Porthan, 1739—1804) пробудил интерес к финскому...
3. Английская литература (Краткая литературная энциклопедия). Литература эпохи империализма.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: писателей, не связанных с рабочим движением, также появляются социально-критич. мотивы. Англ. критич. реализм переживает фазу нового расцвета. Это наблюдается в творчестве Т. Харди (1840—1928), бытописателя последних уголков фермерской Англии, запечатлевшего трагизм нар. жизни того времени («Тэсс из рода д’Эрбервилль», 1891, «Джуд незаметный», 1896, и др.). Его герои — рядовые люди, жертвы своего темперамента и жизненных обстоятельств. Трагич. колорит романов Харди сочетается с редкой для англ. прозы поэтичностью. Писатель колеблется в определении причин гибели своих героев. В нек-рых романах появляется понятие таинств. рока, якобы тяготеющего над людьми. Но при всем том основа творчества Харди — реалистическая. С. Батлер (1835—1902), выступивший еще в 1872 со смелой и остроумной сатирой на совр. Англию, создал роман, полный такой ненависти к бурж. ханжеству («Жизненный путь», ок. 1885, изд. 1903), что опубликование его стало возможным только после смерти писателя. Под влиянием франц. натурализма возникает англ. натуралистич. роман. Дж. Гиссинга (1857—1903) и Дж. Мура (1857—1933), к-рые ввели в лит-ру описание темных сторон жизни, что было под негласным запретом в офиц. «викторианской» Англии. Одновременно в противовес натурализму возникает неоромантич. приключенческий роман, крупнейшим мастером к-рого был Р. Стивенсон (1850—94),...
4. Немецкая драматургия. Театральная Энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Часть текста: сильное противодействие церкви. В дальнейшем развитие драмы в Германии в средние века, как и в др. странах Зап. Европы, протекает в рамках духовной драмы, возникшей из нек-рых частей католич. мессы. В 14-15 вв. появляются разработанные типы духовной драмы - литургическая драма, рождественская Драма, Драма О страстял 'Христовых. Постепенное включение." ; ррит-уалыюе действо бытовых эпизодов, связанных с совр. жизнью, расширение игрового начала, нар. элементов привели к переносу действия из храма на площадь и улицы города, к замене латинского языка немецким. Эти тенденции становятся основой мистерии, выражающей идейные и эстетич. запросы нем. бюргерства. В 14-15 вв. наряду с мистериями на традиц. евангельские сюжеты начинают развиваться миракли - драмы на сюжеты из жизни святых и легенд ("Миракль о Теофиле", 15 в., "Госпожа Ютта" Дитриха Шернберга, ок. 1490). Это свидетельствовало о дальнейшем обмирщении религ. драмы. В 15 в. появились светские пьесы на сюжеты из героич. эпоса, артуровских сказаний, нар. песен ("Игра о Нейдхарте"), получил распространение жанр фастнахтшпиля ("масленичных игр"). Эти комич. пьесы (среди авторов - Г. Розенплют и Г. Фольц из Нюрнберга), рассчитанные на вкусы гор. публики, часто включали и социальные моменты. Выдающиеся образцы гуманистич. драмы - комедии "Хенно" и "Сергий" И. Рейхлина. После утверждения протестантизма появилась поле-мич. драма, защищавшая его...
5. Пронин В.А. Искусство и литература. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
Входимость: 4. Размер: 129кб.
Часть текста: реализма сказывается в тенденции адаптировать авангардные находки и приемы, интегрировать с целью их использования, воплощая все многообразие мира, включающего явления иррациональные и непостижимые. Реализм как никакой другой метод способен к саморазвитию, что является следствием тех постоянных изменений, которые происходят в мире. Одной из важнейших функций искусства остается познание прошлого и будущего. Когда сегодняшний читатель хочет составить себе представление о викторианской эпохе в Англии, он обратится скорее всего к творчеству Джона Голсуорси. Раздумывая над тем, каков он, облик грядущего, читатель возьмется за фантастику Герберта Уэллса. В «Саге о Форсайтах» реальность отражена в жизнеподобных формах; в «Машине времени» или «Борьбе миров» реальность моделирована. Но в обоих случаях перед нами произведения реалистов, ибо правдоподобие и условность - два взаимосвязанных компонента реалистического искусства. Что же касается открытий импрессионистов, натуралистов или символистов, они обогащают реалистическую палитру, придают реализму стилевое многообразие. Неисчерпаемые возможности реализма в литературе прошлого столетия продемонстрировали Джон Голсуорси, Герберт Уэллс и Бернард Шоу в Англии, Ромен Роллан, Роже Мартен дю Гар, Франсуа Мориак во Франции. Школа писателей-реалистов сформировалась в начале ХХ в. в Германии. Однако границу между реалистическим и модернистским искусством провести непросто да и вряд ли столь уж необходимо. Женские портреты Амадео Модильяни (1884 – 1920) - это реализм? С точки зрения представлений XIX в., очевидно, нет. Удлиненные вытянутые фигуры, едва намеченные портретные черты, полное отсутствие психологизма, гиперболические формы ню - все это удаляет от правдоподобия. Но уже в самом начале ХХ в. возникают новые формы в искусстве и литературе, основанные на специфике индивидуального видения художника. Если зритель или читатель солидарен с мастером, то создания художника в большей или меньшей мере...
6. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 1885-1930)
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Часть текста: Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 1885-1930) Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 1885-1930) Как романист Дэвид Герберт Лоуренс завоевал признание при жизни. С годами интерес к его творчеству неуклонно возрастал. Во многом это объясняется тем, что основная тема его произведений -защита человека от порабощающей и обезличивающей его «механической цивилизации» - созвучна волнующей людей XX столетия проблеме отчуждения человека. Лоуренс содействовал обновлению литературы, расширил возможности эпических и поэтических форм, обогатив их содержание смелым утверждением прав мужчин и женщин реализовать заложенные в них от природы возможности, подавленные и деформированные рутиной повседневности, официальной моралью, налагающей запреты на проявление чувств и страстей. Он видел свой идеал в слиянии духа и плоти, в гармонии природного и духовного. В век торжества машин и техники он выступил на защиту человека и человеческого. Он воспринимал человека в единстве с природой, как органическую часть ее, и в нарушении этого единства ощущал приближение к катастрофе. Экология природы, духа и плоти, достижение их гармонии, рождающей истинную красоту и любовь, - вот что дорого Лоуренсу. На всем протяжении творческого пути общечеловеческие ценности имели для него первостепенное значение, о них он писал, их защищал, начиная с первых стихов и кончая романом «Любовник леди Чаттерлей». Лоуренс - одна из ключевых фигур своего времени, его произведения - характерные явления литературной жизни 1910-1920-х гг. Не отказываясь от классических форм...
7. Мокульский С.: Мольер
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: из Литературной энциклопедии (1929-1939 гг.) МОЛЬЕР (настоящая фамилия Поклен) Жан Батист [Jean Baptiste Poquelin, dit Molière, 1622-1673] - величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец М. был придворным обойщиком и камердинером короля. М. воспитывался в модной иезуитской школе - Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский яз. философскую поэму Лукреция "О природе вещей" (перевод утерян). По окончании коллежа [1639] М. выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и М. избрал профессию актера. В 1643 М. стал во главе "Блистательного театра" (Illustre Théâtre). Мнивший себя трагическим актером, М. играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним "М."). Когда труппа распалась, М. решил искать счастья в провинции, примкнув к...
8. Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Жан Кокто
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Часть текста: знал Кокто, трудно судить о нем беспристрастно. Хорошо знать Кокто — значит любить его. Его обаяние, блеск его красноречия не укладывались в обычные рамки. Его страдания, его тревоги вызывали сердечное участие друзей. Говорят, блеск Кокто был искусственным, а его устные рассказы быстро превращались в затверженные «номера», которые он менял, как пластинки. Возможно. Никому не дано каждое мгновение становиться новым — это значило бы перестать быть самим собой; но этот «номер» восхищал. Он потряс меня, когда уже после смерти Кокто я в последний раз услышал его по телевидению. Некоторые видели в нем лишь легкомысленного Принца, каким он был в молодости, акробата и иллюзиониста, но этому акробату удавались все его трюки, но за этой беспечностью скрывались глубокие бездны. Другие обвиняли его в том, что он следовал моде. «Я не следовал моде, — говорил он, — я ее создавал и бросал, едва пустив в свет, предоставляя другим следовать ей». Это верно: он вдохновлял и поддерживал все попытки обновления во всех сферах искусства. Чуткий рупор Дягилева [1], а также Пикассо, он создал и объединил лучших музыкантов, лучших живописцев, лучших писателей своей эпохи. Творческая натура, он обладал также талантом вдохновлять. Поразительное разнообразие его дарований долго мешало современникам оценить достоинства его произведений. Невероятная...
9. Английская литература (Энциклопедия «Кругосвет»)
Входимость: 3. Размер: 118кб.
Часть текста: и философских воззрений; литература, обладающая присущим ей внутренним (формальным, языковым) единством и спецификой. В разные времена та или иная «история» выходила на первый план. Неоднородность определений закрепилась в названиях, которые принято давать различным периодам английской литературы. Одни периоды обозначаются по имени выдающихся политических или литературных деятелей («Викторианская эпоха», «Век Джонсона»), другие – по господствующим литературным идеям и темам («Возрождение», «Романтическое движение»), третьи («Древнеанглийская литература» и «Среднеанглийская литература») – по языку, на котором создавались произведения. В настоящем обзоре рассматривается и средневековая английская драматургия; история драматургии представлена отдельной статьей (см. АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА). Древнеанглийская литература. Древнеанглийская литература. В истории английской литературы до эпохи Возрождения выделяются два периода, причем каждый из них отмечен как историческими вехами, так и изменениями в языке. Первый, древнеанглийский период начинается в 450–500 вторжением в Британию германских племен, обычно именуемых англосаксонскими, и кончается завоеванием острова Вильгельмом Норманнским в 1066. Второй, среднеанглийский период начинается около 1150, когда вытесненный на какое-то время из обихода коренной язык снова получил распространение как язык письменности. До норманнского завоевания языком Англии был немецкий, представлявший собой разновидность диалектов низменного побережья Германии и Голландии, однако в среднеанглийский ...
10. Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия. Литература периода 1870—1918.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: периода 1870—1918. Революц. -романтич. направление в И. л., отражавшее движение Рисорджименто, завершилось творчеством Р. Джованьоли (1838—1915). Его роман «Спартак» (1874) проникнут революц. пафосом, но в нем силен и момент бытописательства. Продолжал творить Кардуччи (сб-ки «Ямбы и эподы», 1867—79, «Новые стихи», 1861—87); его школа стремилась возродить классицизм: поэты С. Феррари (1856—1905), Дж. Марради (1852—1922), Г. Маццони (1859—1943). Одновременно писали поэты, развивавшие традиции романтизма, ставившие философ. проблемы: М. Раписарди (1844—1912) и А. Граф (1848—1913). В целом, однако, романтизм с его дидактич. направленностью и идеализацией действительности начал вырождаться в связи с разочарованием, постигшим передовую интеллигенцию после объединения страны и превращения ее в бурж. монархию. Ведущее течение в прозе после 1870 — веризм возник в результате стремления писателей реалистически отобразить совр. социальную действительность. В это время на И. л. оказывали влияние позитивизм и...