Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "BERGERAC"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Шабад А.: Бержерак-де (Литературная энциклопедия)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
2. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З.И. Плавскина. Глава 6. Литература барокко. Прециозность, вольнодумная поэзия. Бытописательный роман
Входимость: 1. Размер: 23кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Шабад А.: Бержерак-де (Литературная энциклопедия)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: Занимался математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Гассенди и имел общение с Томмазо Кампанелла, проживавшим последние годы жизни в Париже. В философском мировоззрении Б., как у его учителей, соединялись крайности. Он верил в необходимость духовного развития человечества под знаком точного знания, которым увлекался, но с этим уживались мистико-пантеистические доктрины Джордано Бруно, Агриппы Неттесгеймского и того же Кампанелла (т. е. каббала и астрология). К этому надо прибавить, что он принадлежал к либертэнам (см. «Французская лит-ра»), будучи в оппозиции к официальной религии и власти. Свое политическое свободомыслие он выразил в трагедии «Agrippine» [1654], повлиявшей на Корнеля (см.). В лит-ре Б. остался «диким», не примкнув «организационно» к какой-либо лит-ой школе и рассорившись со всеми своими лит-ыми друзьями (в том числе с Мольером). Но заостренная пародийность, ирония, направленная против всех почти современных ему течений, наконец элементы травестии позволяют сблизить творчество Б. с творчеством бурлескных (см.) писателей. Крупнейшие его произведения — прозаические фантазии-утопии: «Histoire comique des États et des empires du Soleil» (Комическая история государств Солнца, 1654), где пародируется «Город Солнца» Кампанеллы, и «L’autre Monde ou les États et Empires de la Lune» (Иной мир или государства Луны), посмертн. [1656]. Здесь чрезвычайно большую роль играет научно-фантастический элемент: развивая идею Кеплера и других ученых XVII в. о населенности луны, Б. (перевоплощаясь в своего героя) конструирует аппараты, преодолевающие влияние земного вращения (притяжение было еще неизвестно в 1650), и попадает на Луну. Одним из «государств» Луны является земной рай, населенный архангелами (что дает повод к беспощадным насмешкам Б. над католическим...
2. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З.И. Плавскина. Глава 6. Литература барокко. Прециозность, вольнодумная поэзия. Бытописательный роман
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: французского барокко получили отражение настроения сил, оппозиционных абсолютизму и поддерживавших его общественных групп, — с одной стороны, феодальной знати, стремившейся сохранить свою независимость и влияние в государстве, а с другой — широких народных масс и части буржуазии, недовольных усилением налогового гнета, произволом чиновничьего аппарата и т. д. Соответственно в литературе французского барокко можно выделить наряду с аристократическим направлением и демократическое, или «низовое» барокко. Эти два направления внутри одной художественной системы различались не только идеями, но и своеобразными способами организации материала, системой образов и спецификой художественной структуры произведений. Одной из разновидностей французской литературы барокко стала прециозная литература. Прециозность (от фр. precieux — драгоценный, изысканный) — особое, чисто французское культурно-бытовое явление, которое выражало особое мировосприятие и проявилось как в отношениях социальных, так и в своеобразном подходе к литературе и языку. В момент своего возникновения прециозность представляла попытку противопоставить грубости нравов, поведения, языка, оставшихся в наследие от периода войн и неупорядоченности общественной жизни, изысканность, изящество, утонченность чувств и их выражения. В этом отношении прециозная культура имела безусловно цивилизующее значение. Очагом прециозности были аристократические салоны, сыгравшие большую роль в социальной и интеллектуальной жизни своего времени. Они способствовали формированию новой светской культуры, в них создавались и новые литературные жанры — портрет, максимы, разрабатывалась особого рода поэзия. Среди первых салонов был известен салон маркизы де Рамбуйе, который существовал более полувека (1608—1665). По его образцу стали создаваться и другие салоны, многие из которых...