Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "MERIMEE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Кевендо-и-Вильегас. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
2. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 1. Размер: 76кб.
3. Плавскин З. И.: Гонгоризм
Входимость: 1. Размер: 3кб.
4. Узин В.: Испанская литература
Входимость: 1. Размер: 64кб.
5. Плавскин З. И.: Кевендо-и-Вильегас
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Кевендо-и-Вильегас. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: КЕВЕДО и ВИЛЬЕГАС Франсиско [Francisco de Quevedo y Villegas, 1580—1645] — испанский писатель. Р. в Мадриде в близкой ко двору аристократической семье. К. — яркий выразитель идеологии деградирующего феодального дворянства, цепляющегося за остатки «доброго старого времени». Психоидеологией этой классовой группы обусловливается, с одной стороны, его тяготение к изысканному яз. и стилю, сделавшее его одним из крупных представителей прециозной поэзии (см.), с другой — сатирическое жало, направленное против измельчавшего и потерявшего сознание собственного достоинства дворянства. Однако центром его творчества является плутовская новелла «История жизни жулика по имени Паблос, образца бродяг и зеркала пройдох» (Historia de la vida del Buscón llamado don Pablos, ejemplo de vagabundos y espejo de tacaños, 1626); новелла в сатирической, часто грубой и резкой форме, безжалостно клеймит разнообразные стороны испанской жизни. Столь же резкими сатирическими чертами отмечены и его «Видения» (Sueños, 1627). Большое значение в истории испанской поэзии имела и поэзия Кеведо, в которой любовная лирика и романс переплетаются с философскими сонетами и сатирическими пьесами. В поэзии, как отчасти и в прозе, К. является последователем консептизма (см. «Испанская литература»), против к-рого он теоретически борется; осуждая обилие латинских слов и мифологических имен у Гонгоры, он уснащает свои произведения изысканными эпитетами, утонченными метафорами, неожиданными сравнениями, сложными антитезами и каламбурами. Библиография: I. Obras completas, ed. M. Menendez y Pelayo, Madrid,...
2. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: С. 242-243. 10 Абрам Терц (Синявский А. Д.). Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993. С. 90. 11 См.: Haumant E. La culture française en Russie (1700-1900), Paris, 1910. P. 107-109. 12 Анонимный автор статьи о Лабрюйере в «L'Esprit des Journaux» писал, что в XVIII в. он был «незаслуженно забыт и мало оценен» (L'Esprit des Journaux, 1782. P. 118). 13 См.: Кошанский Н. Частная риторика. СПб., 1849. С. 54. 14 На Лабрюйера ссылались при анализе сатир Кантемира, комических характеров Фонвизина, психологических этюдов Карамзина. Напр.: В. Перевощиков, анализируя 3-ю сатиру Кантемира, писал: «...читая ее, кажется, читаем Теофраста или Лабрюйера» // Вестник Европы. М., 1822. № 13/14. С. 138. 15 Напр.: в Вестнике Европы (1822, сентябрь - октябрь) дан перевод со вкусом отобранных, но кратких фрагментов из «Характеров». 16 Это тем более странно, что Вольтер высоко ценил сатирическую мысль Лабрюйера: «Прекрасные авторы века Людовика XIV сегодня не имели бы привилегий, Буало и Лабрюйер знали бы только гонения» (Voltaire. Siècle de Louis XIV. Paris, 1906. P. VII). 17 Там же. P. 631. 18 Vauvenargue. Oeuvres posthumes. Paris. MDCCC XXI. P. 183. 19 Sainte-Beuve Ch. A. Portrais littéraires. T. 1. Paris, 1852. P. 386. 20 Первые издания «Характеров» вышли анонимно. 21 Mémoires du duc de Saint-Simon. T. 1....
3. Плавскин З. И.: Гонгоризм
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Плавскин З. И.: Гонгоризм ГОНГОРИ́ЗМ Краткая литературная энциклопедия ГОНГОРИ́ЗМ (Gongorismo) — аристократич. школа в исп. поэзии 17 в., одним из зачинателей к-рой явился поэт Луис де Гонгора-и-Арготе. Выражая феод. -дворянскую реакцию в лит-ре, Г. возник в противовес реалистич. ренессансной поэзии, опиравшейся на гуманистич. нац. и нар. традиции; он во многом аналогичен маринизму в итальянской и прециозности во франц. поэзии (см. Прециозная литература). Г. отказывался от ренессансного принципа доступности поэзии и ориентировал ее на «аристократию духа» («gente culta»), утверждая вместе с тем «культ чистой формы», принципиальную бессюжетность и нарочитую усложненность поэтич. языка. С этой целью поэты-гонтористы нарушали правильные синтаксич. конструкции и обычные грамматич. связи слова во фразе; внедряли неологизмы, преим. ученого происхождения, в т. ч. латинизмы; широко применяли метафоры и др. тропы на основе субъективных ассоциаций, затемняющих смысл изображаемого; нарочито сталкивали несовместимые понятия, заменяя конкретные определения перифрастическими (см. Перифраз). В 20—30-х гг. 17 в. вокруг Г. развернулась ожесточенная полемика. Противниками его выступили мн. деятели исп. ренессансной культуры 17 в.: филологи-гуманисты П. де Валенсия и Ф. Каскалес, писатели Х. Мартинес де Хауреги, Лопе Ф. де Вега Карпьо, Ф. де Кеведо-и-Вильегас, Тирсо де Молина и др. В защиту Г. выступили ученики и почитатели Гонгора-и-Арготе: О. Ф. Парависино-и-Артега, историки Д. де Кольменарес, X. де Пельисер и др. С сер. 17 в. Г. стал господств. направлением в исп. поэзии, оказав сильное влияние также на поэзию южноамер. колоний Испании. В 18 в. термин «Г.» стал синонимом манерной, формалистич. поэзии. Интерес к Г. возродился в Испании и странах Лат. Америки в конце 19 — нач. 20 вв., в обстановке кризиса бурж. культуры. Одним из первых его пропагандистов в это время был глава «модернизма» Р. Дарио. Особенно широко увлечение Г. распространилось в 20-х гг. 20 в., когда отмечался юбилей Гонгора-и-Арготе. Дань Г. в своем раннем творчестве отдали видные поэты Испании: В. Алейксандре, Р. Альберти, Ф. Гарсиа Лорка, М. Эрнандес и др. Лит.: Kane E. K., Gongorism and the golden age, Chapel Hill — L., 1928; Mérimée E., Góngora et le gongorisme espagnol, P., 1911; Retortillo y Tornos A., Examen critico del gongorismo, Madrid, 1890; Thomas L. -P., Góngora et le gongorisme considérés dans leurs rapports avec le marinisme, P., 1911. См. также лит. к ст. Гонгора-и-Арготе, Л. З. И. Плавскин.
4. Узин В.: Испанская литература
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литературная энциклопедия. До XII в. в Испании существовали две литературы: испано-арабская, с рядом историков, ученых, философов и поэтов, и испано-еврейская, с выдающимися классиками послебиблейской лит-ры. И. л., т. е. лит-ра, созданная и написанная на кастильском наречии, восходит к XII в. Время, к к-рому относятся первые сохранившиеся лит-ые памятники, совпадает с начальным периодом реконкисты, отвоевания у мавров захваченных ими на Пиренейском полуострове владений. Поэма о Сиде («Cantar de mio Cid»), появившаяся в середине XII в., утверждает в опоэтизированном образе одного из исторических героев реконкисты, рыцаря Родриго Диаса де Вивар, идею политического единства существовавших на полуострове отдельных королевств и ведущую роль Кастилии, которая к концу средних веков объединит под главенством кастильских королей всю Испанию. Своеобразие этой поэмы, возникшей на почве тех же феодальных отношений, что и французские песни о подвигах (chansons de geste), достигшие в ту же эпоху своего высшего расцвета, заключается в строго реалистической трактовке сюжета: она насквозь исторична, без малейшего налета фантастики и религиозного фанатизма, столь характерных для французского героического эпоса. Такая реалистическая трактовка Сида — как национального героя Испании — диктовалась характером и основной направленностью повествования; она прежде всего говорила о событиях, имевших место недавно (герой поэмы умер в 1090), причем эти события продолжали оставаться актуальными еще долгое время, пока длилась борьба с маврами и сепаратистскими тенденциями феодальных княжеств; во-вторых, в ней отразились как политические претензии широких кругов низшего феодального дворянства (Сид, бедный дворянин, противопоставляется слабовольному и подкупному королю, завистливым придворным, корыстолюбивым крупным феодалам), так ...
5. Плавскин З. И.: Кевендо-и-Вильегас
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: действительности сочеталось у него с проповедью стоич. философии самоустранения от борьбы; гуманистич. мечта о «просвещенной» монархии — с идеалами «христианского гуманизма» (трактат «Политика бога, правление Христа и тирания сатаны», ч. 1—2, написан 1617—26, опубл. 1626—39); критика социальных пороков — с неверием в возможность их устранения и пессимистич. оценкой будущего человечества. В сатирич. стихах и прозе, в сатирич. романсах и «летрильях» (приветствия или письма в стихах) К. -и-В. создал сатирико-бытовую панораму Испании 17 в., нарисовал картину всеобщего разложения нравов, погони за богатством, обмана и эгоизма, царящих в обществе. Бытовая сатира часто перерастает у него в сатиру морально-философскую и социально-политическую. Таковы «летрилья» «Всемогущий кабальеро дон Динеро» («El poderoso caballero es don Dinero», до 1605), разоблачающая всеобщее корыстолюбие, сонет «О плохом правлении Филиппа IV» («Al mal gobierno de Felipe IV», 1625) и «Меморандум...» («Memorial...», 1639), раскрывающие гибельность политики монархии, и др. Наиболее ярко...