Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "VAN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 9. Размер: 36кб.
2. Шиллер Ф.: Вондель
Входимость: 9. Размер: 5кб.
3. Данчев В. В.: Хофт Питер Корнелис
Входимость: 7. Размер: 5кб.
4. Вондел. Краткая литературная энциклопедия.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
5. Шичалин Ю. А.: «ГРОЦИЙ – МУЖ ОТ РОЖДЕНИЯ» («Адам изгнанный» – гуманистическая драма на ветхозаветный сюжет)
Входимость: 5. Размер: 34кб.
6. Ошис В. В.: Лёйкен
Входимость: 4. Размер: 2кб.
7. Шиллер Ф.: Гоофт П. К.
Входимость: 4. Размер: 2кб.
8. Ошис В. В.: Костер Самюэл
Входимость: 4. Размер: 2кб.
9. Ошис В. В., Данчев В. В.: Катс Якоб
Входимость: 3. Размер: 2кб.
10. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 3. Размер: 76кб.
11. Орлов А. Н.: Гус Йоаннес
Входимость: 3. Размер: 2кб.
12. Данчев В. В.: Фос
Входимость: 3. Размер: 2кб.
13. Гейгенс. Литературная энциклопедия.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
14. Одесский М. Федор Глинка, «Литературное дело декабристов» и Питер К. Хофт
Входимость: 3. Размер: 25кб.
15. Ошис В В. "Трагик хороший" (Творчество Вондела и нидерландская литература XVII в)
Входимость: 2. Размер: 85кб.
16. Голландский театр и драматургия. Театральная Энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 16кб.
17. Франкенберг Абрахам фон. Википедия
Входимость: 1. Размер: 5кб.
18. А. Аникст. Бомонт и Флетчер. Канон драматургии Бомонта и Флетчера
Входимость: 1. Размер: 6кб.
19. Данчев В. В.: Хемскерк
Входимость: 1. Размер: 2кб.
20. Виппер Ю.Б.: О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века
Входимость: 1. Размер: 27кб.
21. Пахсарьян Н.: XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности. Примечания
Входимость: 1. Размер: 34кб.
22. Шаулов С. М. Семиотика мира в философии Якоба Беме как онтологический фундамент поэтики барокко.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
23. Бредеро Гербранд Адриане. Большая советская энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 2кб.
24. Шаулов С. М. Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Беме
Входимость: 1. Размер: 125кб.
25. Данчев В. В.: Хейнзиус
Входимость: 1. Размер: 2кб.
26. Морозов А. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». Примечания
Входимость: 1. Размер: 63кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ошис В. В.: Нидерландская литература
Входимость: 9. Размер: 36кб.
Часть текста: развивавшейся с древних времен на той территории, к-рая под назв. «Нидерланды» объединяла совр. Голландию, Бельгию и Люксембург. С момента образования голл. бурж. республики (1579) понятие «Голландская литература» относится лишь к этой стране (в совр. Бельгии наряду с лит-рой на франц. яз. развивается флам. лит-ра). Литература средневековья. Древнейшим лит. памятником на нидерл. яз. считают т. н. Каролингские псалмы (9 в.). С процессом роста и усиления христ. церкви развивалась в монастырях лат. письменность. Создателем куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-рах был Генрих фон Вельдеке (ок. 1140—1200). К нач. 13 в. благодаря росту торговли нидерл. города становятся крупными экономич. центрами, эволюция к-рых обусловила возникновение общенац. лит-ры. В Нидерландах, граничивших с Францией, появилось немало франц. рыцарских романов, повествующих о Карле Великом или повторяющих романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (см. Артуровские легенды). Подлинно национальной Н. л. становится лишь после обработки на голл. яз. «Песни о Рейнарде» (т. е. Рейнеке-лисе) (ок. 1250). Автор ее — священник, называющий себя Виллем, — явный противник феодализма; лев, медведь, волк и др. звери, оставляемые в дураках хитроумной лисой, — карикатуры на рыцарей, а Рейнард воплощает бюргерское сословие с характерным для него пониманием жизни. Творчество выдающейся поэтессы Хадевейх (ок. 1200—69), знатной дамы, возглавлявшей общество молодых аристократок, носило мистич. характер. Крупным представителем...
2. Шиллер Ф.: Вондель
Входимость: 9. Размер: 5кб.
Часть текста: куда В. переселился в 12-летнем возрасте, он начал заниматься поэзией в школах «риторики», где получил гуманитарное образование и усвоил древние языки. Достигший к этому времени своего апогея торговый капитал вызвал в Нидерландах, как и в Италии и Франции, культурное движение, характеризующееся глубоким интересом к античной лит-ре и стремлением к ее возрождению. Сложившаяся новая интеллигенция разрушила старые лит-ые традиции феодального класса. В. возглавлял ее художников и поэтов. Произведения В. охватывают почти все виды поэтического творчества; он писал лирические, эпические и дидактические стихотворения; ему же принадлежат многочисленные драмы (всего их 32), доставившие ему мировую известность. В. переводил французских, итальянских и античных авторов. В Голландии Возрождение совпадало с национальным освобождением и реформацией, и творчество В. отражало все эти исторические движения. В александрийских стихах он воспевает величие страны, рост торговых городов, подвиги голландцев на суше и морях; в стихах античной формы он воспевает национальное движение против испанцев («Geboortklock van Willem von van Nassau», 1626 и др.). Еще нагляднее сочетание элементов Ренессанса и реформации (и идеологии пуританского кальвинизма) в драмах В. Большинство из них написано на библейские ...
3. Данчев В. В.: Хофт Питер Корнелис
Входимость: 7. Размер: 5кб.
Часть текста: — нидерл. поэт, драматург и прозаик. Род. в семье бургомистра. В 1598—1601 учился во Франции и Италии. В 1606—07 изучал право в Лейденском ун-те. В 1609 Х. стал правителем Мёйденского замка. Здесь он возглавил т. н. Мёйденский кружок писателей и деятелей культуры, сыгравший важную роль в развитии гуманистич. мысли, в подъеме нац. культуры. В молодости Х. участвовал в деятельности камеры редерейкеров, но решающее влияние на формирование его худож. мироощущения оказали античность и итал. Возрождение. Пьесы Х. «Ахилл и Поликсена» (1598, изд. 1614) и «Тезей и Ариадна» (1606, изд. 1614), в к-рых он следовал драматургич. принципам Сенеки младшего, подготовили почву для утверждения классицистских норм в нидерл. драматургии 17 в. В трагедиях на сюжеты нац. истории «Герард ван Велзен» (1613) и «Бато, или Происхождение голландцев» («Baeto, oft Oorsprong der Höllanderen», 1616, изд. 1626) воплотились либерально-патрицианские политич. идеалы Х. Особое место в его драматургич. наследии...
4. Вондел. Краткая литературная энциклопедия.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
Часть текста: В своих стихах В. со страстью патриота говорил о величии родной страны, о ее воен. победах. Тема героич. трагедии «Гейсбрехт ван Амстел» («Gysbreght van Aemstel», 1637) — процветание и могущество Амстердама. В трагедии «Люцифер» (1654) поэт поднялся до больших идейно-худож. обобщений. Библейскую легенду он превратил в проникнутый высоким гуманизмом взволнованный рассказ об обществ. борьбе своей эпохи. Он сумел разглядеть антигуманистич. свойства бурж. личности. Его Люцифер — деспотичный и коварный политик, демагогически прикрывающий флагом борьбы за свободу свои эгоистич. стремления. Осуждая своекорыстный характер бунта Люцифера, В. создал привлекат. образы его сторонников — мятежных «люциферистов», смелых и честных носителей идей свободолюбия; в их протесте слышится голос угнетенных нар. масс Голландии. Религ. католич. взгляды не помешали В. создать трагедию, полную бунтарского пафоса. Отрицат. отношение к политике купеческой олигархии ярко выражено в пасторали В. «Левендальцы» («Leeuwendalers», 1647). Широко известны в Голландии трагедии В. «Иосиф в Дотане» («Iosef in Dothan», 1640), «Мария Стюарт» (1646), «Адам в изгнании» («Adam in ballingschap», 1664) и др.; многие его пьесы ставились в 20 в. В. — крупнейший представитель классицизма в голл. лит-ре. Стремление осмыслить ход историч. борьбы своей эпохи делает его драматургию одним из интересных явлений в мировой классицистич. драме. В. оказал влияние на...
5. Шичалин Ю. А.: «ГРОЦИЙ – МУЖ ОТ РОЖДЕНИЯ» («Адам изгнанный» – гуманистическая драма на ветхозаветный сюжет)
Входимость: 5. Размер: 34кб.
Часть текста: права и философии права, автор многочисленных сочинений, из которых наиболее известен трактат «О праве войны и мира», переведенный и на русский язык (кн. 1–3. М., 1956). Помимо этого Гроций, принадлежавший к возрожденскому типу homouniversalis, был также крупным политическим деятелем и дипломатом; историком, чьи труды по истории Нидерландов не потеряли значения до сих пор; филологом, к чьим изданиям, комментариям и переводам и сегодня обращается серьезный исследователь Еврипида и Сенеки, Арата и Марциана Капеллы, Иордана и Павла Диакона; драматургом и поэтом, писавшим стихи латинские и голландские. Но слава Гроция-юриста заслоняет от потомков прочие стороны его дарования, восхищавшие современников; историческая перспектива опасливо искажает облик, своим величием грозящий нарушить ее законы. Филолог-классик еще отыскивает в библиотеках изданных Гроцием авторов; но даже историк литературы не всегда вспомнит Гроция-драматурга и поэта. Статья о Гроции – прогрессивном мыслителе – есть в «Философском энциклопедическом словаре», но «Краткая литературная энциклопедия» поэта Гроция не знает. Между тем с переводами нескольких его стихотворений на русский язык читатель может познакомиться. Еще в 1844 г. П. Корсаков включил в свое собрание «Опыт нидерландской антологии» «Стихи в альбом Даниилу Кемпенару, написанные 27 марта 1621 г. Гугоном Гроцием». Кто век свой узником проводит весь, как мы – Из чрева матери, своей живой тюрьмы – На свет...
6. Ошис В. В.: Лёйкен
Входимость: 4. Размер: 2кб.
Часть текста: Ошис В. В.: Лёйкен Лёйкен. Краткая литературная энциклопедия. ЛЁЙКЕН (Luiken, Luyken), Ян (16. IV. 1649, Амстердам, — 5. IV. 1712, там же) — голл. поэт и гравер. Был близок к т. н. коллегиантам — голл. последователям ср. -век. нем. мистиков. Первый и лучший сб. стихов — «Голландская лира» («Duytse lier», 1671) — еще полон ренессансной радости бытия. Позднее Л. относился к природе как пантеист; лирич. самораскрытие он связывал с мистич. поисками бога в тайниках души, становился дидактичным: сб. «Зеркало людской суеты» («Spiegel van het menselyk bedrijf», 1694), «Созерцание мира» («Beschouwing der wereld», 1708), «Начало, средина и конец человеческого пути» («Des menschen begin, midden en einde», 1712) и др. Строгость стиха при его внутр. богатстве, глубина поэтич. взгляда на природу и человека делают поэзию Л. этого периода необычным лит. явлением в эпоху галломанствующих поэтич. об-в. «Голландская лира» вошла в золотой фонд нац. лит-ры. Соч.: Duytse lier, Amst., 1860. Лит.: Eeghen P. van, J. Luyken en zijne bloedverwanten, Amst., 1889; Hylkema C. B., De nieuwlichter J. Luyken, «De Gids», 1904, apr.; Melle J. P. van, De «oude» J. Luyken, Rotterdam, 1912; Meeuwesse A. C. M., J. Luyken als dichter van de Duytse lier, Groningen-Djakarta, 1952. В. В. Ошис.
7. Шиллер Ф.: Гоофт П. К.
Входимость: 4. Размер: 2кб.
Часть текста: Ф.: Гоофт П. К. Гоофт П. К. Литературная энциклопедия. ГООФТ Питер Корнелиссон [Pieter Corneliszoon Hooft, 1581—1647] — голландский поэт, один из наиболее типичных представителей литературного Ренессанса («золотого века») в эпоху торгового капитала. Сын амстердамского купца, Г. много путешествовал по Италии, жил в Венеции и Флоренции. Переводил Петрарку, Тацита и др. античных писателей. Г. — один из главных проводников идей Ренессанса в Голландии, он возглавлял артистическую группу в Амстердаме, в к-рую входило много писателей и художников «золотого века». Г. писал по преимуществу любовные стихи («Afbeeldingen van Minne», «Minneliederen» и «Sonetten») с чрезвычайно утонченной формой, стараясь соединить простоту голландской средневековой народной песни с изысканностью сонета Петрарки. Из его драм, написанных ясным и сжатым яз., наиболее популярны: «Granida» [1605], «Geeraedt van Velsen» [1612—1613] и «Baeto»...
8. Ошис В. В.: Костер Самюэл
Входимость: 4. Размер: 2кб.
Часть текста: В. В.: Костер Самюэл Костер С. Краткая литературная энциклопедия. КО́СТЕР (Coster), Самюэл (16. IX. 1579, Амстердам, — 1665, там же) — голл. драматург. По профессии врач. В 1617 основал т. н. Нидерландскую Академию, деятельность к-рой положила начало голл. театру и нац. драматургии. Злободневные спектакли поддерживали в массах вольнолюбивый дух гёзов, воспитывали гражданственность у молодых драматургов. Разоблачение кальвинистской ортодоксии и политич. эгоизма дворянско-купеч. олигархии содержали трагедии К.: «Ифигения» («Iphigenia», 1617), «Изабелла» («Isabella», 1618), «Поликсена» («Polyxena», 1619) и др. Сочным нар. юмором, бытовым колоритом, острыми речевыми характеристиками отмечены фарсы в традициях ср. -век. клухтов: «Тевис-крестьянин» («Boereklucht van Teeuwis de boer en men Juffer van Grevelinckhuysen», 1627), «Игра о богаче» («Spel vande Rijcheman», 1615), полные насмешек над попами и судейским сословием. В «Тейскен ван дер Схилден» («Spel van Tijsken vander Schilden», 1613) — трагикомич. истории капитана, вояки и мародера, К. продолжил после Г. А. Бредеро демократич. линию гуманистов. Соч.:...
9. Ошис В. В., Данчев В. В.: Катс Якоб
Входимость: 3. Размер: 2кб.
Часть текста: В. В., Данчев В. В.: Катс Якоб Катс Я. Краткая литкратурная энциклопедия. КАТС (Cats), Якоб (10. XI. 1577, Брауверсхавен, — 12. IX. 1660, Зоргфлит, близ Гааги) — голл. поэт. Адвокат по профессии, К. принадлежал к верхушке голл. буржуазии, занимал важные гос. посты. С 1651 жил в своем поместье Зоргфлит. Писать начал в возрасте 40 лет. Осн. произв. дидактич. жанра: «Брак» («Houwelyck», 1625), «Зеркало старого и нового времени» («Spieghel van den ouden ende nieuwen tijdt», 1632), «Обручальное кольцо» («Trouringh», 1637), «Старость, сельская жизнь и мысли о хозяйстве в Зоргфлите» («Ouderdom, buyten leven en hofgedachten op Sorghvliet», 1656), «Восьмидесятилетняя жизнь» («Tachtigjarigh leven», 1657). Они написаны в духе строгой кальвинистской морали; К. — живописец нравов в рамках мелких повседневных интересов, бурж. добродетелей и пороков. Это рифмованный домострой добропорядочного буржуа. К. присущ незаурядный дар наблюдателя и рассказчика, его речь отличается афористичностью, насыщена нар. поговорками. Соч.: Alle de werken van Jacob Cats, decl 1—2, Dordrecht, 1880. Лит.: Корсаков П., Иаков Катс, поэт, мыслитель и муж совета, СПБ, 1839; Busken Huet C., Litterarische Fantasien en Kritiken, deel 1, Haarlem, 1881; Derudder G., Un poète néerlandaise, Cats, sa vie et ses oeuvres, Calais, 1898; Kalff G., Studien over néderlandsche dichters der zeventiende eeuw. Vondel. Cats..., 2 dr., Haarlem, 1915; Duinkerken A. van, Het tweede plan, Jacob Cats..., Amst., 1945. В. В. Ошис,...
10. Л.И. Вольперт. Пушкин в роли Пушкина. Примечания к части I
Входимость: 3. Размер: 76кб.
Часть текста: современник, 1937, № 4. С. 191. 5 Лежнев А. З. Проза Пушкина. М., 1937. С. 17-19. 6 См.: Сидяков Л. С. Начальный этап формирования пушкинской прозы // Пушкинский сборник, Рига. 1968. С. 11. 7 Анненков П. В. А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений. СПб., 1873, С. 24. 8 Тема «Пушкин и Лабрюйер» практически не изучена. Б. В. Томашевский в книге «Пушкин и Франция» подчеркивает малозначительность воздействия Лабрюйера на Пушкина (Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960. С. 122). См. также Вольперт Л. И. Пушкин и Лабрюйер // Вопросы методики и литературы. Учен. зап. Ленинградского пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 503. Псков, 1971. С. 100-118. 9 Грот Я. К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Статьи и материалы. СПб., 1899. С. 242-243. 10 Абрам Терц (Синявский А. Д.). Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993. С. 90. 11 См.: Haumant E. La culture française en Russie (1700-1900), Paris, 1910. P. 107-109. 12 Анонимный автор статьи о Лабрюйере в «L'Esprit des Journaux» писал, что в XVIII в. он был «незаслуженно забыт и мало оценен» (L'Esprit des Journaux, 1782. P. 118). 13 См.: Кошанский Н. Частная риторика. СПб., 1849. С. 54. 14 На Лабрюйера ссылались при анализе сатир Кантемира, комических характеров Фонвизина, психологических этюдов Карамзина. Напр.: В. Перевощиков, анализируя 3-ю сатиру Кантемира, писал: «...читая ее, кажется, читаем Теофраста или Лабрюйера» // Вестник Европы. М., 1822. № 13/14. С. 138. 15 Напр.: в Вестнике Европы (1822, сентябрь - октябрь) дан перевод со вкусом отобранных, но кратких фрагментов из «Характеров». 16 Это тем более странно, что Вольтер высоко ценил сатирическую мысль Лабрюйера: «Прекрасные авторы века Людовика XIV сегодня не имели бы привилегий, Буало и Лабрюйер знали бы только гонения» (Voltaire. Siècle de Louis XIV. Paris, 1906. P. VII). 17 Там же. P. 631. 18 Vauvenargue. Oeuvres posthumes. Paris. MDCCC XXI. P. 183. 19...