Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "NAROD"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Хитров А.: Идея метода: философия Декарта и доктрина литературного классицизма
Входимость: 1. Размер: 51кб.
2. Рождественский А. Мильтон.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
3. Иванова Е.(Федорчук).«Большая элегия Джону Донну» Иосифа Бродского
Входимость: 1. Размер: 10кб.
4. Костыря М. А. Западноевропейская культура XVII века и эволюция живописного нокюрна.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
5. Романчук Л. Трансформация библейского сюжета в поэме Мильтона «Потерянный рай»
Входимость: 1. Размер: 30кб.
6. Горбунов А. Н. Джон Донн
Входимость: 1. Размер: 60кб.
7. Возгин В. Е. Копенгагенский университет и духовная культура Дании (xv–xvii вв.)(отрывок)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
8. Штейнгард В. Глава первая из книги: Генрих Шютц
Входимость: 1. Размер: 24кб.
9. Крюков Д. Образ Сатаны в "Потерянном Рае" Джона Мильтона.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
10. Первушин А.: Битва за луну - правда и ложь о «лунной гонке». Фрагмент
Входимость: 1. Размер: 121кб.
11. А. Н. Горбунов. Путь сквозь тесные врата.
Входимость: 1. Размер: 32кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хитров А.: Идея метода: философия Декарта и доктрина литературного классицизма
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: подтвержденным конкретным материалом, дает право говорить о реальной изоморфности на первый взгляд различных элементов культуры, о единой ментальной программе культуры, которая реализовывалась одновременно и сходным образом в различных плоскостях. Наше исследование посвящено французской культуре XVII века. Декарт, в ряду заслуг которого обычно перечисляют создание новой науки и новой философии, внезапно обнаруживает свою темную, почти не исследованную сторону – связь с современным ему литературным процессом. Удерживая в поле зрения одновременно и философию Декарта, и поэтическую теорию классицизма, мы словно бы обретаем способность стереоскопического зрения. Нам открывается другой Декарт, и другая литература. В качестве основания для сопоставления указанных учений мы выбрали идею метода. Такое сопоставление предполагало предварительный детальный анализ как доктрины классицизма, так и философии Декарта. Данная статья представляет фрагмент проведенного исследования. В ней мы ограничиваемся непосредственным сопоставлением двух учений и концептуальными выводами, которые могут быть помещены в более широкий – общекультурологический контекст. XVII век был веком решительных перемен в культуре Европы. Он стал одновременно концом так называемой риторической эпохи, началом нового рационализма и первым современным столетием. В нем диалектически слились эти во многом противоречивые течения. Это был момент хрупкого единства философских и поэтических установок. Их объединила именно идея метода как продуктивного самоограничения, как техники самопроверки мысли. Понятие риторического типа сознания принадлежит исторической поэтике. Этот тип сознания возник в так называемую осевую эпоху, одновременно с рационалистическим философским методом. Пробудившаяся мысль...
2. Рождественский А. Мильтон.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ Мильтон (1608—1674), один из величайших поэтов Англии, был в то же время видным политическим писателем. Около двадцати лет своей жизни он посвятил политической борьбе, и его политические памфлеты представляют собой один из интереснейших памятников той бурной эпохи, которую Англия пережила в XVII в. Памфлеты Мильтона — верное отражение своего времени; в них живет душа английской революции с ее неумолимой ненавистью к произволу, с ее неодолимой жаждой свободы, с ее религиозным одушевлением. Но — более того — в них живет, быть может, частица души революции вообще. Во всяком случае те идеи, которые одушевляли Мильтона, еще не раз будут служить впоследствии революционными лозунгами, еще не раз во имя их будут принесены гекатомбы человеческих жизней, пролиты моря человеческой крови!.. Мильтон борется в своих политических памфлетах против того же, против чего боролся английский народ. Он борется против абсолютизма Стюартов, и на его знамени написаны слова: «Во имя верховных прав народа, во имя народного суверенитета». Идея народного суверенитета обыкновенно самым тесным образом связывается в нашем представлении с именем знаменитого автора Общественного договора. Однако не Руссо был ее родоначальником. Да и сам Мильтон высказывает ее не впервые. Эта идея коренится в давнем прошлом. Уже в средние века она служила опорою борьбы против папских притязаний. В эпоху религиозных войн так называемые «монархомахи»[1] основывали на ней свою теорию тираноубийства. Во времена же Мильтона эта идея была общим достоянием всех индепендентских сект. Мильтон был лишь одним из ее наиболее ярких и последовательных представителей, и, подобно монархомахам, не останавливался перед ее даже самыми крайними применениями. «Люди по природе свободны. Свобода это — прирожденный нам дар Божий» —...
3. Иванова Е.(Федорчук).«Большая элегия Джону Донну» Иосифа Бродского
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: языков) поэт возвращал русской литературе извечно свойственную ей, но трагически забытую, «тоску по мировой культуре». Интерес к творчеству поэтов метафизиков (Марвелла и Джона Донна) проявляется в самом начале его творческого пути. Бродский подходит к ним как поэт и поэт – переводчик. В 1963 год 23-летний поэт пишет свою знаменитую «Большую элегию Джону Донну», практически этим стихотворением он открывает для русской литературной традиции нового поэта, творчество которого даже в Англии остается невостребованным вплоть до ХХ века. Открытию Донна для соотечественников способствовал Т. Элиот. В своем творчестве Т. Элиот ориентируется главным образом на французскую традицию и считает своим предшественником в родной литературе именно Донна. В произведениях поэтов метафизиков Элиот видит предшественников нового поэтического взгляда на мир, который мы находим в творчестве «проклятых поэтов». Элиота привлекает острота восприятия, столь свойственная новому времени, смелые сопоставления, развернутые витиеватые метафоры. Главное же открытие Донна, по мнению Элита, заключается в соединении чувства и...
4. Костыря М. А. Западноевропейская культура XVII века и эволюция живописного нокюрна.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: искусстве. Этот расцвет, по нашему мнению, был предопределен всем ходом развития западноевропейской культуры XVII в., в своих основных чертах значительно отличающейся от куль-туры предшествующего времени. До середины XVI в. «господствовало убеждение, представленное кон-сервативными гуманистами (например, Себастианом Брантом — «Корабль ду-раков»,1494 г.), согласно которому изучать природу звезд и историю Земли, их строение и расположение во Вселенной — непозволительное, ложное и дерз-кое вмешательство в божественный план спасения. В последующее время, т. е. в конце XVI — начале XVII вв. закладываются основы для кардинального изме-нения культурной парадигмы, которое заключается в том, что «философия и наука не только заявляют о себе как самостоятельная область миропонимания, но и претендуют на преимущественное владение истиной о мире — истиной по-новому более глубокой, обширной и реально достоверной». Величественные идеи Джордано Бруно и открытия в астрономии Кеплера и Галилея оказали ог-ромное влияние на выработку нового мировоззрения, в котором представление человека о себе и своем месте во Вселенной коренным образом изменилось. Джордано Бруно (1548—1600), опиравшийся на теорию Николая Копер-ника, был первым, кто заявил о бесконечности Вселенной не в мистическом, как ранее, а в чисто физическом смысле («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). «…Существуют бесконечное поле и непрерывное пространство, которое охватывает все и проникает во все. В нем существуют бесчисленные тела, <…> из которых ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем другое, ибо Вселенная бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края…» . Ноланец даже утверждал наличие обитаемых миров, «ибо ...
5. Романчук Л. Трансформация библейского сюжета в поэме Мильтона «Потерянный рай»
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: сюжетов в литературе как способ выражения новых отношений и ценностей, возникших в обществе. Эпоха, в которую жил Мильтон – эпоха революций, смут, казней, эпоха начавшейся смены общественно-экономического уклада с феодального на капиталистический и, соответственно, смены многих привычных представлений, отношений и ценностей. Эта эпоха требовала пересмотра многих идеалов. Она продемонстрировала относительность казавшихся незыблемыми понятий, в том числе понятия добра-зла, воплощенных в образах Бога-дьявола. Этим можно объяснить возникший интерес к переосмыслению библейской онтологии и ее смыслов. До этого библейские тексты, учитывая их исключительный авторитет, воспринимались лишь как тексты культовые, религиозные. Мильтон одним из первых подошел к Библии как к литературному феномену. Наиболее талантливо попытку пересмотра ветхозаветных сюжетов воплотил Мильтон. Его «Потерянный рай» сразу после выхода в свет и до сих пор вызвал и вызывает множество споров, сомнений и дискуссий. Невозможно перечислить литературу, посвященную проблемам, затронутым в поэме, системе созданных в ней образов, используемых художественных рядов и т. п. Тут и П. Б. Шелли, и Г. Лессинг, и В. Белинский, и А. Аникст, и Р. М. Самарин, и Честертон и многие другие. Мы ограничимся ссылками на тексты вышеперечисленных авторов. В своей работе мы рассмотрим один из аспектов поэмы – трансформацию в ней библейского сюжета. Актуальность темы вызвана как сложностью и важностью затронутых Мильтоном проблем, большой художественной ценностью поэмы, мерой ее воздействия на последующий литературный процесс, так и противоречивостью многих суждений по ее поводу, непрекращающимися дискуссиями, касающихся проблематики поэмы, а также сильно возросшим в последнее время вниманием к библейским реминисценциям. Цель исследования – определить основные модели мильтоновской поэмы в контексте их отхождения от церковной трактовки. 1. Генезис библейской истории о грехопадении...
6. Горбунов А. Н. Джон Донн
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: истории английской литературы, смелый новатор, своим талантом повернувший традицию в новое русло, и вместе с тем художник очень сложный, а подчас и немного загадочный. Его стихи совершенно не умещаются в рамках готовых определений и словно нарочно дразнят читателя своей многозначностью, неожиданными контрастами и поворотами мысли, сочетанием трезво-аналитических суждений с всплесками страстей, постоянными поисками и постоянной неудовлетворенностью. Донн прожил бурную и яркую жизнь, полную взлетов и падений, удивительных поворотов и неожиданных превращений. Будущий поэт родился и был воспитан в католической семье, и это воспитание давало о себе знать в течение почти всей жизни Донна, хотя он впоследствии и сменил вероисповедание (для католиков в Англии тогда были закрыты все двери). Донн учился и в Оксфорде, и в Кембридже, но как католик не получил диплома. Учился он также и в лондонской юридической школе, которая считалась в те годы третьим университетом, не менее известным, чем два первых. Поэт изучал языки, юриспруденцию и богословие. Он также весьма активно интересовался поэзией и театром. В молодости Донн путешествовал по Европе и принял участие в двух военно-морских экспедициях. В 1598 году он получил пост секретаря влиятельного вельможи сэра Томаса Эджертона, что предоставило честолюбивому молодому человеку шанс сделать карьеру при дворе. Казалось бы, все складывалось вполне удачно, пока в 1601 году Донн не вступил в тайный брак с племянницей своего покровителя Анной Мор. Молодые люди бежали, вызвав скандал в обществе. После этого все надежды поэта на светскую карьеру рухнули, и около десяти лет его семья жила в крайней бедности. Еще в 1602 году Донн перешел в англиканскую церковь, а в десятые годы ХУ11 века он привлек к себе внимание памфлетами, направленными против католиков, ...
7. Возгин В. Е. Копенгагенский университет и духовная культура Дании (xv–xvii вв.)(отрывок)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: вв.) Городская культура: средневековье и начало Нового времени / Под ред. В. И. Рутенбурга. Л.: Наука, 1986. С. 152–181. http://charko.narod.ru/tekst/biblio/Vozgrin_1986.pdf С университетом были тесно связаны и реформы в датской поэзии XVII в. — крупнейшие за ее историю. Выше говорилось, что гуманисты возродили латынь во всей ее античной красоте и богатстве, однако она была чрезвычайно далека от существовавшей параллельно ей национальной, народной поэзии, сохранившей довольно примитивные, средневековые формы. Датские стихи не имели четких размеров60, отсутствовала не только взаимосвязь между жанрами, стилем и метрикой, были размыты границы и между самими жанрами. Не было выработано единообразной орфографии, рифмование оставалось весьма вольным и т. д. Поэтому, приступая к реформированию датской поэзии в XVII в., университетские филологи, теоретики стихосложения[61], а также светские и церковные поэты столкнулись с трудностями самого разного плана, весьма осложнившими достижение честолюбивой цели — поднять национальную поэзию на уровень классической, цели, уже достигнутой во Франции и Италии и потребовавшей от датчан титанических усилий. Своим преобразованием датская поэзия обязана трем деятелям культуры — А. Арребо, А. Бордингу и Т. Кинго, каждый из которых «олицетворяет очередную фазу...
8. Штейнгард В. Глава первая из книги: Генрих Шютц
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: Глава первая В последние годы можно наблюдать, как из кажущегося небытия возрождаются целые пласты отечественного и мирового искусства, как постоянно растет интерес к художественной жизни прошлого, которую в наши дни стремятся познать с наибольшей полнотой и достоверностью. Этой общественной потребности соответствует качественный и количественный рост научных исследований, посвященных старинному искусству, в том числе и музыкальному. Особое внимание в современном музыковедении уделяется XVII веку - чрезвычайно важному этапу в развитии западноевропейской музыки. Этот период характеризуется переходом от Ренессанса к художественным направлениям Нового времени, возникновением жанров оперы, оратории и кантаты, расцветом концертирующего стиля, становлением ладо-функциональной гармонической системы, интенсивным обновлением всех средств музыкальной выразительности. Одним из наиболее выдающихся музыкантов XVII столетия был Генрих Шютц. Без ясного понимания исторической роли этого композитора нельзя проследить процесс формирования музыкального искусства Германии добаховского периода и - шире - процесс становления западноевропейской музыкальной культуры Нового времени. В советском музыкознании, судя по высказываниям,...
9. Крюков Д. Образ Сатаны в "Потерянном Рае" Джона Мильтона.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: данную традицию, ибо в тексте поэмы Сатана часто называется Врагом или Архиврагом: "Здесь Враг шагал привольно, словно гриф", "Гавриил сказал Врагу", "изумленный Архивраг чудовище бесстрашно созерцал" и т. п. Примечательно однако то, что оба прозвания начинаются с прописной буквы и значит, употребляются как имена не нарицательные, но как собственные. В этом Мильтон занимает промежуточную позицию между древним "сатан" (сущест-вительное, обозначающее понятие "противник") и новейшим "Сатана" (имя падшего Архангела). Каким же образом произошла метаморфоза: подмена одного значения другим? Своим "рождением" Сатана естественно обязан как раз тем, кто должен был ненавидеть его более всего - религиозным деятелям. На основе древних текстов и культов многочисленных языческих богов, эти люди измышляли десятки и сотни демонов. Чем мотивировано подобное поведение богословов? Во-первых, при наличии второго, Злого начала легко объяснялась всякая несправедливость, творящаяся на земле, а "трансцендентность и благость Бога никоим ...
10. Первушин А.: Битва за луну - правда и ложь о «лунной гонке». Фрагмент
Входимость: 1. Размер: 121кб.
Часть текста: закономерности в движении этих тел по небосклону. Все изменилось с появлением земледельческих культур, зависимых от сезонных изменений. Землепашец был вынужден думать о будущем, верно распланировав свою деятельность. Так появились календари, структуру которых напрямую определяли солнечный и лунный циклы. У народов Центральной Америки издавна существовал лунный год, называемый «топаламатль», включавший 260 дней и состоявший из 9 лунных месяцев. В VII веке до н.э. получила бурное развитие вавилонская математическая астрономия. Прежде всего, вавилонянами была выделена на небе Луна (как главный бог Нанна). Систематизировав многолетние астрономические записи, вавилоняне изобрели лунный календарь. Несколько позднее он был усовершенствован. В календаре было 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней поровну, год равнялся 354 дням. Начиная с 763 года до н. э. вавилоняне составили практически полный список затмений — впоследствии эти записи использовал Птолемей (90—160 годы), создавая геоцентрическую «птолемееву» модель мира. Для вавилонян Луна оставалась богиней, хотя и подчиняющейся определенным небесным законам. Представление о Луне как о твердом теле, подобном Земле, возникло сравнительно поздно — исключительно благодаря греческим философам и поэтам, занимавшимся всесторонним осмыслением окружающего мира. Так, например, легендарному древнегреческому поэту Орфею (мифическому участнику похода аргонавтов, изобретателю музыки) приписывают следующие строки: «...Он <Зевс> смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной зовут бессмертные, а земные человеки — Луной. Много на ней гор, много городов, много жилищ» («Altera terra est quam struxit, quamque Selenem Dii vocitant, nobis nota est sub nomine Lunae: Haec moutes habet, ac urbes, aedesque superbas»). Исследователи античности считают, что настоящим автором этих строк был пифагореец Кекропс (V век до н.э.). Но в любом...